Порядок подачи жалобы на действия конкурсного управляющего

Действия конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве могут быть обжалованы. Рассмотрим порядок такого обжалования.

 

 

 

 

Подача жалобы в арбитражный суд

В соответствии с ч. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

На основании ч. 1 ст. 60 Закона о банкротстве по общему правилу жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов (например, при спорах об исключении из конкурсной массы имущества, невключении в конкурсную массу имущества) рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.

Согласно ч. 4 ст. 60 Закона о банкротстве заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, или с нарушением установленного указанной статьей порядка, подлежат возвращению.

 

Жалоба на действия (бездействие) арбитражного управляющего может быть подана в арбитражный суд в течение общего срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ) до завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу.

 

Важно учитывать, что конкурсный управляющий может быть отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей ввиду их недобросовестного исполнения и в том случае, когда комитет кредиторов и отдельные кредиторы до подачи соответствующей жалобы в суд не обращались к конкурсному управляющему с заявлениями об устранении этих нарушений.

 

Согласно ч. 1 ст. 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

 

 

Подача жалобы в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего, является основанием для отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

На основании ч. 10 ст. 21.1 Закона о банкротстве порядок рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и меры дисциплинарного воздействия определяются федеральными стандартами и внутренними документами саморегулируемой организации.

 

Согласно ч. ч. 11 – 13 ст. 21.1 Закона о банкротстве орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия рассматривает дела о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и о применении мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим.

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия обязан пригласить на свое заседание члена саморегулируемой организации, в отношении которого возбуждено дело о применении мер дисциплинарного воздействия, а также лиц, направивших жалобу на действия этого члена саморегулируемой организации.

 

 

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • вынесения предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки их устранения;
  • вынесения члену саморегулируемой организации предупреждения с оповещением об этом публично;
  • наложения на члена саморегулируемой организации штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации;
  • рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащей рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления;
  • иных установленных внутренними документами саморегулируемой организации мер.

 

Подача жалобы в Росреестр

На основании п. 3.6.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 29.04.2011 N 203 (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549) (далее – Административный регламент по контролю за деятельностью СРО) подача жалобы в Росреестр является основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В соответствии с п. п. 5.3, 5.4, 5.6 Административного регламента по контролю за деятельностью СРО обращение может быть подано как письменно, так и устно (на личном приеме).

 

Сообщение заявителя должно содержать следующую информацию:

  • фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
  • наименование органа, фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) и должность лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;
  • суть нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
  • сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.

 

При личном приеме заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность и (или) подтверждающие его полномочия.

Заявитель в своем письменном обращении помимо указанных выше сведений в обязательном порядке указывает почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, ставит личную подпись и дату.

 

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Росреестра (территориального органа) принимается решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований заявителя. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.

 

Согласно п. 5.5 Административного регламента по контролю за деятельностью СРО при обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не должен превышать тридцать дней с момента его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней.