Приемка выполненной по договору подряда работы
Условие о приемке выполненной работы (ее результата) определяет права и обязанности сторон, связанные с принятием, осмотром и проверкой соответствия работы (ее результата) условиям договора подряда, а также с выявлением недостатков.
В силу п. п. 1, 4 ст. 720 ГК РФ обязанность заказчика по приемке включает в себя:
- осмотр и принятие выполненной работы (ее результата) с участием подрядчика;
- извещение подрядчика о выявленных недостатках и несоответствиях работы (ее результата) условиям договора.
Конкретные сроки и порядок осуществления приемки (в том числе отдельных действий в рамках ее проведения) законом не установлены и должны быть предусмотрены в договоре во избежание споров и разногласий по этому поводу.
Стороны вправе разработать собственные правила приемки. В этих правилах они могут установить дополнительные права и обязанности сторон, связанные с приемкой, а также изменить положения о приемке, предусмотренные диспозитивными нормами закона, например, согласовать условие о принятии работы без проверки (п. 3 ст. 720 ГК РФ), указать иной порядок продажи результата работы в случае уклонения заказчиком от приемки (п. 6 ст. 720 ГК РФ).
Для согласования условия о приемке стороны должны договориться о том, какие правила и процедуры приемки они будут применять, и определить способ их согласования (ссылка на нормативные акты или разработка собственных правил).
Способы согласования условия о приемке выполненной по договору подряда работы
Сроки, порядок и другие условия приемки работы (ее результата) должны быть предусмотрены в договоре (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Стороны могут выбрать следующие способы согласования данных условий:
- с помощью правовых актов и нормативных документов;
- путем разработки собственных правил;
- с использованием всех перечисленных способов (смешанный способ).
Согласование порядка приемки работы по договору подряда с помощью нормативных правовых документов
Согласование порядка приемки с помощью документов, применяемых добровольно
Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка работы (ее результата) осуществляется в соответствии с документами по стандартизации, которые применяются добровольно по соглашению сторон, например национальными стандартами, сводами правил, стандартами организаций (ст. 2, п. 1 ст. 4, ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”).
Стороны могут согласовать в договоре применение к приемке работы (ее результата) таких добровольно применяемых документов, как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству”, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 (далее – Инструкция N П-6), и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (далее – Инструкция N П-7).
Положения Инструкций N П-6, N П-7 обычно применяются к отношениям по договорам поставки и только в случаях, предусмотренных договором (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18). Однако стороны договора подряда вправе согласовать приемку результата работы (например, изготовленной или переработанной продукции) по количеству и качеству в соответствии с данными инструкциями. Для этого в договоре нужно сделать на них ссылку, указать лиц, уполномоченных каждой из сторон осуществлять приемку, а также документы, подтверждающие эти полномочия.
Обязательные требования к приемке работы
Если законом и иными правовыми актами установлены обязательные требования и правила в отношении приемки работы (ее результата), условия о приемке, предусмотренные в договоре, должны им соответствовать (ст. 422 ГК РФ).
Такие требования могут быть предусмотрены, в частности, техническими регламентами, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Например, приемка результата работы на судне должна соответствовать порядку, предусмотренному Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620.
Разработка сторонами собственных правил приемки работы (ее результата) по договору подряда
Чтобы осуществлять приемку по индивидуальным правилам, сторонам необходимо их самостоятельно разработать. Правила должны быть составлены с учетом всех особенностей выполняемой работы (техническая сложность работы или ее результата, требующая специальных методов измерения веса, объема, определения качества и т.п.).
Такие правила приемки стороны могут включить в текст договора либо отразить в отдельном приложении к нему, а в договоре сделать ссылку на это приложение как на неотъемлемую часть договора.
Смешанный способ согласования условия о приемке работы по договору подряда
Стороны вправе установить такой порядок приемки работы (ее результата), который будет частично регламентироваться нормативными документами (например, каким-либо стандартом) и частично договором. В этом случае в договоре необходимо подробно описать, в какой части отношения сторон по сдаче-приемке работы регулируются нормативными документами, а в какой – договором.
Собственные правила приемки работы по договору подряда
Если стороны договорились производить приемку выполненной работы (ее результата) по собственным правилам, то они вправе предусмотреть в них следующее:
- состав лиц, участвующих в приемке;
- условие об извещении подрядчиком заказчика о готовности работы к сдаче;
- сроки приемки выполненной работы;
- место приемки выполненной работы;
- порядок извещения подрядчика о недостатках работы;
- право заказчика предъявить требования в связи с явными недостатками работы, принятой без проверки;
- право подрядчика продать результат работы при уклонении заказчика от его принятия;
- условие о предоставлении подрядчиком информации о результате работы;
- условие о передаче результата выполненных работ в электронном виде.
Состав лиц, участвующих в приемке работы по договору подряда
Приемка работы (ее результата) осуществляется при участии заказчика и подрядчика (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Стороны могут установить в договоре уполномоченных представителей, которые будут производить приемку. Для этого в нем необходимо указать:
- Ф.И.О. и должность полномочного лица;
- подтверждающие его полномочия документы, которые должны быть предъявлены при приемке.
Если обе стороны являются юридическими лицами, то приемку вправе осуществлять:
- органы юридического лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (п. 1 ст. 53 ГК РФ). В частности, в хозяйственных обществах это – единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор, президент (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”);
- представители (сотрудники организации, иные лица), действующие от имени юридического лица на основании надлежащим образом оформленной доверенности (абз. 1 п. 1 ст. 182, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Полномочия представителя также могут явствовать из обстановки, в которой он действует (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Иные лица, участвующие в приемке
К приемке выполненной работы (ее результата) могут привлекаться и иные лица, например специалисты для проведения испытаний результата работы по качеству, эксперты для определения объема, качества и стоимости выполненной работы (ее результата) и др. Для этого в договоре рекомендуется указать:
- перечень лиц, которые могут быть привлечены к участию в приемке;
- порядок привлечения таких лиц к приемке и оплаты их услуг (заключение с ними договора или вызов их по заявке через экспертную организацию, уведомление их о месте и времени приемки, распределение расходов на оплату услуг данных лиц и предельный размер этих расходов и т.п.);
- документы, которые должны быть предъявлены для подтверждения полномочий лиц, привлекаемых к участию в приемке.
Извещение подрядчиком заказчика о готовности работы к сдаче
Стороны могут закрепить в договоре подряда обязанность подрядчика известить заказчика о готовности выполненной работы (ее результата) к сдаче и необходимости явки заказчика для ее осмотра и принятия. В этом случае в договоре также следует указать:
- срок направления извещения (например, до окончания срока выполнения работы);
- содержание извещения (сообщение о готовности выполненной работы (ее результата) к сдаче заказчику, место и время приемки);
- порядок и форму направления извещения (по телефону, факсу, электронной почте, почтовым отправлением, с курьером). Для защиты интересов подрядчика следует выбрать письменную форму извещения и способ отправки, который позволит ему доказать, что сообщение заказчиком получено (например, заказное письмо с уведомлением о вручении либо письмо с объявленной ценностью с уведомлением о его вручении и описью вложения), а также определить в договоре адрес заказчика для направления корреспонденции.
В соответствии с п. 64 указанного Постановления стороны вправе согласовать, что извещение о готовности работы к сдаче направляется исключительно предусмотренным договором способом. В этом случае направление такого извещения иным способом (например, ценным письмом с описью вложения вместо согласованного в договоре направления курьером) будет считаться ненадлежащим.
Если стороны договорились о том, что извещение не требуется, в интересах подрядчика отразить это в договоре. Тогда заказчик обязан будет произвести приемку в порядке и сроки, которые установлены договором, не дожидаясь извещения от подрядчика.
Адрес заказчика для направления извещения о готовности работы к сдаче
С учетом разъяснений, данных в п. 64 Постановления, если стороны согласовали, что извещение о готовности работы к сдаче направляется строго по указанному в договоре адресу, направление такого сообщения по иному адресу (в том числе указанному в ЕГРЮЛ или по месту регистрации гражданина) будет ненадлежащим. Исключение составляют случаи, когда подрядчик знал или должен был знать о недостоверности адреса, указанного в договоре.
Стороны вправе определить в договоре адрес, по которому подрядчик направляет заказчику извещение о готовности работы к сдаче. Он может отличаться от адреса, указанного в отношении юридического лица в ЕГРЮЛ, а в отношении индивидуального предпринимателя – в ЕГРИП. Запретов для этого законом не предусмотрено. Однако в данной ситуации важно учитывать следующее.
Адрес в ЕГРЮЛ отражается для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. “в” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”). В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя. Такие сообщения считаются полученными, даже если юридическое лицо по данному адресу не находится.
Соответственно, если заказчик, которому по этому адресу направлена корреспонденция, не примет мер к ее получению, он не сможет в дальнейшем ссылаться на то, что извещение не было им получено. Данный вывод следует также из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”. Кроме того, в п. 1 названного Постановления Пленум ВАС РФ разъяснил, что в отношениях с третьими лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, юридическое лицо не вправе ссылаться на недостоверность информации, которая отражена в реестре, и на сведения об адресе, в нем не указанные. Исключение составляют случаи, предусмотренные в абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Сведения о соответствующем адресе вносятся в ЕГРИП (пп. “д” п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако в Законе не указано, что адрес места жительства отражен в ЕГРИП для осуществления связи с индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, на деятельность индивидуальных предпринимателей распространяются положения абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ о том, что в отношениях с третьими лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, юридическое лицо не вправе ссылаться на недостоверность отраженной в реестре информации, за исключением случаев, которые предусмотрены указанной нормой. Следовательно, можно сделать вывод, что адрес места жительства отражен в ЕГРИП для осуществления связи с индивидуальным предпринимателем.
Судебные решения, затрагивающие вопросы о том, надлежащим ли образом доставлена судебная корреспонденция, данный вывод подтверждают. Кроме того, суды указывают, что индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРИП.
В связи с изложенным можно предположить, что положения абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ применяются и к индивидуальным предпринимателям в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ.
Так, суд не принял во внимание доводы заказчика о том, что результаты работ были направлены ему по месту государственной регистрации, а не на адрес, отраженный в договоре. При этом суд указал, что юридическое лицо в силу закона должно обеспечить получение корреспонденции по своему юридическому адресу.
Подрядчику рекомендуется посылать извещение не только на указанный в договоре адрес заказчика, но и на все известные адреса последнего. В противном случае возникает риск ненадлежащего уведомления. Например, в споре из договора поставки суд не признал надлежащим доказательством соблюдения претензионного порядка рассмотрения споров направление претензии на предусмотренный в договоре адрес покупателя, по которому последний корреспонденцию не получил. По адресу государственной регистрации поставщик претензию не посылал, хотя этот адрес был ему известен, поскольку именно его стороны согласовали в качестве места доставки товара. Суд отметил, что поставщик не привел доводов в подтверждение наличия у покупателя обязанности получать корреспонденцию не по месту своего нахождения, указанному в ЕГРЮЛ .
Вместе с тем если в договоре согласован адрес для направления корреспонденции, то предполагается, что сторона, действуя разумно и добросовестно, должна надлежащим образом исполнять условия обязательства (п. 5 ст. 10, ст. 309 ГК РФ). Соответственно, ей следует направить сообщение по такому адресу вне зависимости от того, было ли оно послано на адрес, указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Данный вывод находит отражение в судебной практике. Так, суд отметил, что если в договор включены адреса контрагента, отличные от юридического, то уведомление об одностороннем отказе должно быть направлено по всем известным из договора адресам.
Для обеспечения выполнения этой обязанности стороны вправе предусмотреть в договоре условие о неустойке, например о штрафе.
Момент доставки извещения о готовности работы к сдаче
Правовые последствия юридически значимых сообщений (в том числе извещения о готовности работы к сдаче) наступают для лица, которому они адресованы, с момента их доставки самому лицу или его представителю (абз. 1 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным адресату и в том случае, если оно фактически не было получено по причинам, зависящим от адресата. Таким образом, извещение будет считаться доставленным заказчику, если он не получил его по своей вине. Например, извещение считается доставленным, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, поскольку адресат уклонился от получения корреспонденции .
Необходимо учитывать, что норма п. 1 ст. 165.1 ГК РФ диспозитивна в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ). Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок направления и получения юридически значимых сообщений.
Сроки приемки выполненной по договору подряда работы (ее результата)
В договоре целесообразно установить сроки приемки выполненной работы (ее результата). В частности, рекомендуется согласовать:
- срок, в который заказчик обязан приступить к приемке (например, в течение определенного периода времени после получения извещения подрядчика о готовности работы к сдаче либо по истечении конечного срока выполнения работы).
- срок осмотра и проверки работы и ее результата на соответствие условиям договора (например, в течение определенного периода времени с начала приемки).
Стороны могут согласовать срок осуществления приемки в целом, включая осмотр, проверку и принятие работы.
Место приемки выполненной по договору подряда работы (ее результата)
Стороны вправе определить любое место приемки работы (ее результата). Это может быть место нахождения какой-либо из сторон, место выполнения работы или иное согласованное место. При этом выбирать место приемки следует с таким расчетом, чтобы в ней смогли участвовать обе стороны, поскольку их участие является обязательным в силу п. 1 ст. 720 ГК РФ.
В согласованном сторонами месте приемки осуществляются также осмотр и проверка результата работы на соответствие условиям договора подряда. Если для проверки результата работы необходимо, например, специальное оборудование или участие экспертов, то стороны могут договориться провести проверку после принятия результата работы в месте, отличном от места принятия. В таком случае в интересах заказчика предусмотреть в договоре право предъявлять претензии по явным недостаткам после принятия работы (п. 3 ст. 720 ГК РФ).
Порядок извещения подрядчика о недостатках работы
В силу п. п. 1 – 4 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан известить подрядчика обо всех отступлениях от условий договора, ухудшающих результат работы, и иных недостатках работы, выявленных как при приемке (явные недостатки), так и после нее (скрытые недостатки).
Явными называются недостатки, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (проверки), в том числе при визуальном осмотре (п. п. 1 – 3 ст. 720 ГК РФ).
Скрытые недостатки не могут быть установлены при обычной приемке и выявляются в ходе использования результата работы. К ним относятся также недостатки, которые подрядчик умышленно скрыл (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
Сторонам рекомендуется согласовать порядок извещения о недостатках, который включает в себя:
- сроки, форму, порядок составления и подписания актов о недостатках. По смыслу п. 1 ст. 720 ГК РФ акты должны быть подписаны обеими сторонами. Однако стороны вправе предусмотреть в договоре условие о привлечении к составлению и подписанию актов других лиц. В договоре может быть указано, что недостатки, выявленные при приемке, отражаются в акте приемки выполненной работы.
- срок направления подрядчику извещений о выявленных недостатках в работе и требований об их устранении, в частности о скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
Стороны вправе также установить срок предъявления требования (претензии) по недостаткам работы. При несоблюдении данного срока заказчик лишается права предъявлять требования, связанные с несоответствием результата работы условиям договора.
Экспертиза в отношении недостатков выполненной по договору подряда работы
Согласно п. 5 ст. 720 ГК РФ в случае спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Проведение экспертизы возможно как при урегулировании спора без его передачи на рассмотрение суда (внесудебная), так и на стадии судебного разбирательства (судебная).
Порядок проведения судебной экспертизы
Экспертно-судебная деятельность регулируется нормами Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об экспертной деятельности), ст. ст. 82 – 87 АПК РФ, ст. ст. 79 – 87 ГПК РФ.
Судебная экспертиза проводится государственными экспертами – работниками государственных судебно-экспертных учреждений, являющимися согласно ст. 11 Закона об экспертной деятельности специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, созданных для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и проведения судебной экспертизы.
Абзац 1 ст. 41 Закона об экспертной деятельности предусматривает проведение судебной экспертизы лицами, не являющимися государственными экспертами. Кроме того, в соответствии с разъяснениями ВАС РФ такую экспертизу можно проводить в негосударственной экспертной организации либо привлекать к ее проведению лиц, которые обладают специальными знаниями, но не являются работниками учреждения или организации.
В рамках гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции проведение экспертизы может быть поручено как государственному судебно-экспертному учреждению, так и негосударственной экспертной организации, конкретному эксперту или экспертам .
Необходимо отметить, что суд назначает экспертизу лишь в том случае, когда разъяснение возникших у него вопросов требует специальных познаний (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Иными словами, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Порядок проведения внесудебной экспертизы
Внесудебные экспертизы проводятся негосударственными экспертными учреждениями и лицами, не обладающими статусом государственных экспертов. При проведении таких экспертиз эксперты должны руководствоваться нормами Закона об экспертной деятельности, в частности о проведении экспертизы, правах и обязанностях эксперта, содержании экспертного заключения (абз. 2 ст. 41 Закона об экспертной деятельности).
В целях фиксации и формирования доказательственной базы допущенных подрядчиком нарушений сторонам рекомендуется согласовать в договоре порядок проведения внесудебной экспертизы для установления причины и момента возникновения недостатков.
На основании норм о свободе договора (ст. 421 ГК РФ) стороны могут указать конкретную экспертную организацию или конкретного эксперта либо определить критерии их выбора, например:
- уровень образования;
- ученую степень;
- профиль деятельности в исследуемой сфере;
- наличие опыта работы в экспертной деятельности;
- эффективность проведенных экспертиз;
- признание профессиональным сообществом;
- владение информационно-коммуникационными технологиями.
Распределение расходов на проведение экспертизы
Порядок распределения расходов на проведение экспертизы предусмотрен п. 5 ст. 720 ГК РФ. В соответствии с данной нормой такие расходы несет подрядчик. Исключения составляют случаи, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений договора с его стороны или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных ситуациях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, – обе стороны поровну.
При назначении экспертизы на стадии судебного разбирательства положения п. 5 ст. 720 ГК РФ не применяются и расходы взыскиваются по правилам процессуального законодательства о порядке внесения сторонами сумм, подлежащих выплате экспертам (ст. ст. 108 – 110 АПК РФ, ст. ст. 95 – 96, 98, 102 – 103 ГПК РФ).
Право заказчика предъявить требования в связи с явными недостатками работы по договору подряда, принятой без проверки
Стороны вправе договориться о том, что выполненная работа принимается без проверки ее соответствия условиям договора, например, если в силу характера работы приемка может быть осуществлена только на территории подрядчика, однако проверить работу в этом месте надлежащим образом невозможно (ввиду ее большого объема или отсутствия специального оборудования).
В таком случае заказчику необходимо закрепить в договоре право предъявлять к подрядчику претензии, связанные с обнаружением явных недостатков после приемки (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Тогда он сможет отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченные по нему денежные средства, если работа выполнена с нарушением условий договора.
Право подрядчика продать результат работы при уклонении заказчика от его принятия
В силу п. 6 ст. 720 ГК РФ при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик имеет право продать ее результат и из вырученной суммы удовлетворить свои требования по оплате работы. Он вправе сделать это через месяц со дня, когда результат должен был быть передан, после двукратного предупреждения заказчика.
Однако стороны могут изменить порядок реализации такого права (например, увеличить или уменьшить срок, по истечении которого подрядчик вправе продать результат работы, а также изменить количество предупреждений о продаже, согласовать срок, форму и порядок направления этих предупреждений и т.п.).
Стороны могут также исключить данное право подрядчика. В этом случае он не сможет распорядиться результатом работы в порядке п. 6 ст. 720 ГК РФ, а задолженность по оплате работы ему придется взыскивать в судебном порядке.
Предоставление подрядчиком информации о результате работы
Информация о результате работы – это сведения (данные), касающиеся эксплуатации и иного использования результата работы (ст. 726 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”). Такая информация обычно представлена в виде документов на бумажном или электронном материальном носителе.
К документации, необходимой для использования результата работы, относится, в частности, техническая документация, например паспорт изделия.
Заказчик заинтересован в получении вместе с результатом работы всех необходимых сведений о нем, которые позволят полноценно им пользоваться. Для этого рекомендуется прямо указать в договоре обязанность подрядчика сопроводить результат работ информацией о его использовании (ст. 726 ГК РФ). Если такая обязанность будет согласована, подрядчик не сможет отказаться от ее исполнения в объеме, установленном договором, даже если по каким-либо причинам часть информации у него отсутствует.
Заказчику также может быть отказано в истребовании документации, касающейся результата работы, если по условиям договора она передается после окончания работы и работы еще не завершены.
Однако применение ст. 726 ГК РФ к незавершенному результату работы допускается, если результат передается заказчику и это влечет за собой обязанность оплатить его – например, при отказе заказчика от договора в порядке ст. 717 ГК РФ или в случае, когда договор расторгнут по иным основаниям, но заказчик намерен завершить работы.
В договоре, помимо обязанности передать информацию, следует определить:
- объем информации, например, путем указания состава или перечня необходимых документов или описания характера необходимых заказчику сведений (сведения о правилах безопасной эксплуатации результата работы, об особенностях его хранения, о каких-либо технических параметрах результата и т.п.);
- форму предоставления информации и требования к ее оформлению (вид материального носителя – бумажный или электронный, язык информации, передача документов в оригинале или в виде заверенных надлежащим образом копий, количество экземпляров, наличие определенных реквизитов в документе, печати и подписи подрядчика, отметок о согласовании документов в компетентных органах и др.);
- способ передачи информации (лично в руки уполномоченному представителю заказчика, почтой или с помощью службы доставки, по электронной почте и т.п.);
- срок передачи информации (например, одновременно с передачей результата работы или через какое-то время после его передачи).
Рекомендуется также установить в договоре ответственность в виде неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязанности по передаче информации.
Если информация должна быть предоставлена одновременно с результатом работы, в договоре может быть предусмотрено право заказчика приостановить приемку работ в случае неисполнения подрядчиком указанной обязанности. Заказчик должен учитывать, что если он не воспользуется данным правом и примет работы, он не вправе будет отказаться от оплаты работ, ссылаясь на непередачу подрядчиком информации.
На практике для обеспечения исполнения подрядчиком обязанности по передаче информации стороны включают в договор условие о том, что оплата работ производится лишь при условии исполнения этой обязанности. Такое условие противоречит ст. ст. 702, 711 ГК РФ, в связи с чем договор в соответствующей части может быть признан судом недействительным на основании ст. 168 ГК РФ.
Передача результата выполненных по договору подряда работ в электронном виде
Стороны с учетом п. 4 ст. 421 ГК РФ вправе согласовать в договоре условие о необходимости предоставить результат выполненных работ не только в письменной, но и в электронной форме (в частности, посредством направления файлов по электронной почте). Такая потребность может возникнуть, например, в случае, когда предметом договора выступает выполнение работ по составлению документации (чертежей, планов, схем, расчетов и т.д.).
Такое условие выгодно обеим сторонам: подрядчик может более оперативно сдать, а заказчик получить результат работ и проверить его качество, не дожидаясь доставки письменных экземпляров документации.
При согласовании условия о направлении результата работ по электронной почте сторонам рекомендуется указать в договоре конкретный адрес такой почты (например, корпоративная почта организации, адрес конкретного лица, ответственного за приемку выполненных работ, руководителя организации).
Наличие в договоре указанного условия может быть полезно подрядчику в случае возникновения между сторонами спора о сроке выполнения работ.
Так, при рассмотрении дела о взыскании задолженности с заказчика суд установил, что подрядчик своевременно в соответствии с условиями договора направил проектную документацию сначала по электронной почте, затем в письменной форме. При этом в качестве доказательства того, что результат работ был направлен в срок, суд принял электронную переписку сторон в виде скриншотов (снимков с экрана), представленных подрядчиком. Дата отправки электронного сообщения с документацией была признана датой, с наступления которой заказчик должен был выполнить условия договора по приемке результата работ (подписать акт либо направить мотивированный отказ).