Когда и как прекращается исполнительное производство
Прекратить исполнительное производство может суд либо судебный пристав-исполнитель, в зависимости от основания прекращения. Таких оснований немало. Некоторые связаны с выбытием стороны исполнительного производства, другие – с невозможностью исполнения. Производство также может прекратиться, когда отпала необходимость в принудительном исполнении или перестали действовать документы – основания производства.
Суд прекращает исполнительное производство по заявлению пристава либо одной из сторон. Пристав делает это по заявлению одной из сторон или самостоятельно после получения документов, подтверждающих, что есть основание для прекращения.
- По каким основаниям прекращается исполнительное производство
- Как суд прекращает исполнительное производство
- Как пристав прекращает исполнительное производство
- Можно ли прекратить исполнительное производство в части
- Правомерно ли решение судебного пристава-исполнителя о приостановлении/прекращении исполнительного производства, если им был утрачен исполнительный документ
- Как взыскателю отозвать исполнительный лист из банка
По каким основаниям прекращается исполнительное производство
Перечисленные в законе основания условно можно разделить на несколько групп. Рассмотрим их подробнее.
Выбывшая сторона не может быть заменена
Это ситуации, когда:
- гражданин – взыскатель либо должник – умер. Обычно в таких случаях происходит правопреемство: место умершего в исполнительном производстве занимает его наследник ( ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве). Но иногда права (обязанности) не могут перейти к наследникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, которого назначил орган опеки и попечительства. В таких случаях исполнительное производство прекращается судом ( п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона);
- являющаяся стороной исполнительного производства организация исключена из ЕГРЮЛ. В этом случае производство прекращает судебный пристав-исполнитель ( п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона).
Перестали действовать документы – основания исполнительного производства
Пристав прекращает исполнительное производство, если:
- исполнительный документ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, отменен или признан недействительным (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
- отменен судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ ( п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона);
- суд принял акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа ( п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона);
- исполнение акта по делу об административном нарушении прекращено судом (другим органом, должностным лицом), выдавшим исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом ( п. 6. ч. 2 ст. 43 Закона).
Нет возможности исполнить исполнительный документ
Суд прекращает исполнительное производство, если утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) ( п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона).
Пристав прекращает производство по следующим основаниям:
- если ребенок, которого незаконно переместили в Россию или удерживают в ней, достиг определенного возраста. Это касается требований о возврате ребенка (осуществления прав доступа к нему) на основании международного договора РФ, когда ребенок достиг возраста, при котором в отношении него такой договор не действует ( п. 8 ч. 2 ст. 43 Закона);
- задолженность по платежам в бюджет признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию ( п. 10 ч. 2 ст. 43 Закона);
- исполнительный документ содержит требование о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет и эта задолженность признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию ( п. 11 ч. 2 ст. 43 Закона).
Больше нет необходимости в принудительном исполнении
Исполнительное производство прекращается судом в связи с тем, что отсутствует необходимость принудительного исполнения, когда:
- взыскатель отказывается получать вещь, изъятую у должника в соответствии с исполнительным документом ( п. 3. ч. 1 ст. 43 Закона);
- исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении ( п. 4 ч. 1 ст. 43 , ч. 2 ст. 45 Закона).
Пристав прекращает производство, если:
- взыскатель отказался от взыскания и суд принял этот отказ ( п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона);
- алиментные обязательства прекратились в связи с достижением ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности ( п. 9. ч. 2 ст. 43 Закона);
- взыскатель и должник заключили мировое соглашение (соглашение о примирении), а суд это соглашение утвердил ( п. 3. ч. 2 ст. 43 Закона);
- обязательство заемщика-физлица перед кредитором-залогодержателем прекратились в силу п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке ( п. 12 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).
Как суд прекращает исполнительное производство
Чтобы начать процедуру прекращения исполнительного производства, нужно подать заявление в суд. Это может сделать любая из сторон либо пристав.
Суд рассмотрит ваше заявление в десятидневный срок (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327 АПК РФ, ч. 3 ст. 359 КАС РФ).
Если суд признает, что есть основание для прекращения исполнительного производства, он вынесет соответствующее определение и направит его сторонам и приставу, на исполнении которого находится исполнительный документ (ч. 2 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327, ч. 2 ст. 324 АПК РФ, ч. 3 ст. 359, ч. 2 ст. 358 КАС РФ).
Определение суда о прекращении исполнительного производства, равно как и определение об отказе в прекращении, вы можете обжаловать.
Как пристав прекращает исполнительное производство
Когда возникает основание для прекращения, пристав, который ведет исполнительное производство, сам должен прекратить его. Но мы рекомендуем обратиться к нему с соответствующим заявлением, поскольку на практике это ускоряет процесс. Такое право сторон исполнительного производства предусмотрено законом ( ч. 4 ст. 45 Закона).
Ваше заявление должно быть передано приставу не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов. В течение трех дней с момента получения заявления пристав должен прекратить производство и вынести соответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав или его заместитель (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
В тот же срок пристав должен прекратить производство после того, как к нему поступили документы, которые подтверждают возникновение основания для прекращения исполнительного производства ( ч. 4 ст. 45 Закона).
Если акт о прекращении исполнительного производства принят судом, другим органом или должностным лицом, пристав исполняет его немедленно после получения ( ч. 5 ст. 45 Закона).
Можно ли прекратить исполнительное производство в части
Закон об исполнительном производстве прямо не предусматривает частичное прекращение исполнительного производства, но в то же время и не содержит положений, исключающих такую возможность. На практике исполнительное производство частично прекращают, когда основания прекращения касаются только части требований, указанных в исполнительном документе.
Например, это возможно когда судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменен в части. Например, суд принял решение о взыскании с ответчика задолженности и убытков, был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. А затем вышестоящий суд отменил указанное решение в части взыскания убытков. В такой ситуации пристав прекратит исполнительное производство в соответствующей части.
Правомерно ли решение судебного пристава-исполнителя о приостановлении/прекращении исполнительного производства, если им был утрачен исполнительный документ
Каковы действия судебного пристава-исполнителя в случае утраты исполнительного документа?
Решение судебного пристава-исполнителя о приостановлении/прекращении исполнительного производства, если им был утрачен исполнительный документ, является неправомерным. При утрате исполнительного документа (исполнительного производства) выдается дубликат исполнительного листа, исполнительное производство восстанавливается.
Статьи 436, 437, 439 ГПК РФ, ст. 327 АПК РФ в части оснований приостановления/прекращения исполнительного производства отсылают к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
Статьи 39 , 40 , 43 Закона об исполнительном производстве предусматривают возможность приостановления и/или прекращения исполнительного производства как судебным приставом-исполнителем, так и судом, при этом не закрепляют исчерпывающего перечня оснований совершения указанных действий, однако допускают возможность установления указанных оснований только федеральным законом.
Закон об исполнительном производстве, другие федеральные законы не относят утрату исполнительного документа к основаниям приостановления и/или прекращения исполнительного производства.
В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес представляет вопрос о возможности в случае утраты судебным приставом-исполнителем исполнительного документа продолжать осуществление исполнительных действий в рамках исполнительного производства.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 28.09.2015 N 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств (далее – Положение).
Как предусмотрено п. 2.3.4 Положения, в случае утраты неоконченного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата (копии) исполнительного документа, исполнительное производство возобновляется.
Часть 1 ст. 430 ГПК РФ, ч. 1 ст. 323 АПК РФ предусматривают возможность выдачи судом дубликата исполнительного листа по заявлению, в том числе судебного пристава-исполнителя.
Из системного толкования приведенных норм следует, что до выдачи дубликата исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правовые основания для производства исполнительных действий.
При этом непринятие судебным приставом-исполнителем мер по получению дубликата исполнительного документа является основанием для признания соответствующего бездействия незаконным в судебном порядке
Необходимо отметить, что в случае установления судом прямой причинно-следственной связи между утратой судебным приставом-исполнителем исполнительного документа и причинением взыскателю убытков.
Вместе с тем, учитывая, что условием для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только их несоответствие закону, но и факт нарушения прав и законных интересов заявителя, представляется, что конкретные исполнительные действия, совершенные до выдачи дубликата исполнительного документа, не могут быть признаны незаконными только по мотиву отсутствия в соответствующий период времени указанного исполнительного документа (дубликата).
Как взыскателю отозвать исполнительный лист из банка
Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” указывает банки среди организаций, исполняющих требования, содержащиеся в судебных актах, на основании исполнительных документов. Статья 8 указанного Закона предоставляет взыскателю право направить исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно в банк или иную кредитную организацию.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 46 Закона предусмотрено право взыскателя отозвать предъявленный в банк (иную кредитную организацию) исполнительный лист, предоставив об этом заявление.
Действующее законодательство не содержит утвержденной формы заявления взыскателя о возврате из банка исполнительного документа, поэтому оно оформляется в свободной форме с указанием наименования банка, номера и даты исполнительного документа, органа, выдавшего исполнительный документ, суммы взыскания, должника.
Ранее требования к заявлению об отзыве исполнительного документа содержались в Положении Банка России от 10.04.2006 N 285-П (п. 3.1). В этом же документе предусматривались сроки и порядок возврата. Согласно Указанию Банка России от 25.12.2018 N 5037-У с 15 февраля 2019 года Положение Банка России от 10.04.2006 N 285-П “О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети ЦБ РФ исполнительных документов, предъявляемых взыскателями” утратило силу, и в настоящее время требования к заявлению, а также сроки возврата исполнительного документа в законодательстве отсутствуют.