Как покупателю вернуть денежные средства при возврате некачественного товара (брака) поставщику

Если вы отказываетесь от некачественного товара и возвращаете его поставщику, то имеете право вернуть за него деньги. Например, если недостатки существенные и при этом поставщик незамедлительно не заменил товар, вы можете отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денег (п. 1 ст. 518, п. 2 ст. 475 ГК РФ). Порядок возврата денег может быть прописан в договоре или отдельном соглашении. Если он нигде не указан, письменно потребуйте от поставщика вернуть деньги. В случае невозврата направьте ему претензию, а затем подайте иск в суд.

Как составить и направить поставщику письмо с требованием вернуть деньги за товар

Укажите в письме требуемую сумму и обоснуйте требование о ее возврате. Приведите ссылки на договор поставки, документы, подтверждающие оплату товара, укажите причину отказа от товара, дату принятия его на ответственное хранение. Вы можете в одном письме потребовать от поставщика забрать товар и вернуть деньги.

Письмо направьте таким способом, чтобы можно было достоверно установить, что оно отправлено вами и адресовано поставщику. Рекомендуем отправить его с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для возврата денежных средств у поставщика, по общему правилу, будет семь дней после предъявления вами данного требования (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

Если он в этот срок не вернет деньги, направьте ему претензию.

 

Зачем нужна претензия и как ее составить

Если поставщик после вашего первого требования не вернул деньги, предъявите ему письменную претензию.

Это необходимо, поскольку ее направление относится к досудебному порядку урегулирования спора, который должен предшествовать предъявлению иска. Иск, поданный с нарушением такого порядка, будет возвращен судом (ч. 5 ст. 4, п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, подать иск в суд можно через 30 календарных дней со дня направления претензии, если поставщик не удовлетворит ваши претензионные требования (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

В претензии укажите: от какого товара вы отказались и почему, когда направили поставщику уведомление об отказе от товара и принятии его на ответственное хранение, когда направили письмо с требованием о возврате денег, как поставщик отреагировал на него. Обязательно сформулируйте в претензии требование о возврате денег, укажите сумму и счет, на который их надо вернуть, предупредите о вашем намерении обратиться в суд в случае невозврата.

 

Можно ли потребовать от поставщика уплаты процентов на сумму долга?

При просрочке возврата уплаченных за товар денег вы можете взыскать с поставщика проценты за пользование этими деньгами. Проценты рассчитываются от суммы долга по ключевой ставке Банка России, если иной размер не предусмотрен законом или договором (пп. 3 ст. 1103, п. 2 ст. 1107, п. 1 ст. 395 ГК РФ).

Проценты начисляются со дня, когда поставщик узнал или должен был узнать о необходимости вернуть денежные средства (п. 2 ст. 1107 ГК РФ, п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Представляется, что это день, когда он получил ваше письменное требование о возврате платы за товар.

Если вы решили потребовать уплаты процентов за пользование суммой долга, напишите об этом в претензии. Однако даже если в претензии вы потребуете вернуть лишь плату за товар, а в дальнейшем через суд захотите получить еще указанные проценты, подавать еще одну претензию будет не нужно. Вы сможете сразу обратиться в суд, приложив к иску претензию о выплате основного долга. Но если поставщик вернет уплаченную сумму за товар добровольно и вы захотите взыскать через суд только проценты, то по ним нужно будет подать отдельную претензию (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Как подать иск в суд

Чтобы подготовить и подать иск в суд:

  • определите подсудность дела, то есть арбитражный суд, в который следует обращаться. В первую очередь проверьте, не указан ли компетентный суд в договоре (ст. 37 АПК РФ). Если такого положения нет, то по общему правилу иск нужно предъявить в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения поставщика или, если поставщик — ИП, по месту его жительства (ст. 35 АПК РФ);
  • подготовьте документы, которые необходимо приложить к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ);
  • составьте исковое заявление на основе подготовленных документов в соответствии с требованиями процессуального законодательства (ст. 125 АПК РФ);
  • уплатите госпошлину по месту подачи иска в наличной или безналичной форме (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Поскольку вы требуете вернуть определенную сумму, то госпошлину в арбитражный суд нужно рассчитать по пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. Вы можете воспользоваться калькуляторами госпошлины на сайтах арбитражных судов (например, на сайте Арбитражного суда г. Москвы: http://www.msk.arbitr.ru/process/duty/calc);
  • направьте иск с приложенными к нему документами в суд в форме бумажного документа (почтой или через канцелярию суда) либо в электронном виде через сайт https://my.arbitr.ru/#index.

Если иск не будет соответствовать обязательным требованиям, суд оставит его без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ). В этом случае он даст вам время (обычно около двух недель) на исправление недочетов. Если вы не устраните их в указанный в определении срок, суд вернет иск (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Не нашли ответа на свой вопрос:

Как покупателю вернуть денежные средства при возврате некачественного товара (брака) поставщику

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Или позвоните нам по телефонам: