Как работодателю организовать внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства по рекомендациям Минтруда России

Роструд проводит апробацию системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) и приглашает для участия специально отобранные организации. Однако любой работодатель может принять в ней участие по собственной инициативе. Рекомендациями предусмотрено два способа проведения внутреннего контроля: ·     заполнение проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор»; ·     создание в организации службы внутреннего контроля. Результаты проведения самоконтроля необходимо сообщать в Роструд. Никаких негативных последствий по результатам самоконтроля не предусмотрено. При этом в рекомендациях говорится о мерах поощрения добросовестных работодателей, не имеющих нарушений, но сами меры не названы. Проведение мероприятий по самоконтролю поможет работодателю подготовиться к проверке трудовой инспекции: выявить и устранить нарушения.

 

  1. Что такое внутренний контроль (самоконтроль)

Внутренний контроль (самоконтроль) работодатель проводит для того, чтобы оценить, насколько его деятельность, а также распорядительно-организационная документация соответствуют требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это не обязанность работодателя, а его добровольное решение.

Все основные понятия, порядок организации и проведения внутреннего контроля (самоконтроля) подробно описаны в Методических рекомендациях для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Минтрудом России 28.12.2016).

Для проведения самоконтроля работодатель должен принять локальный нормативный акт. Проводится такой контроль ежегодно.

Организовать внутренний контроль можно двумя способами:

  • создать службу внутреннего контроля и (или) назначить контролера;
  • использовать сервис «Электронный инспектор» на сайте Роструда.

Минтруд России рекомендует создавать службу внутреннего контроля, если численность работников в организации свыше 250 человек.

  1. Как создать службу внутреннего контроля

Все организационные моменты по созданию службы внутреннего контроля должны быть зафиксированы в локальном нормативном акте работодателя, например приказе.

Служба внутреннего контроля может включать два подразделения (разд. 2 Методических рекомендаций по самоконтролю):

  • отдел по контролю соблюдений требований охраны труда.

В него входят инженеры по охране труда;

  • отдел по контролю соблюдений требований трудового законодательства.

Это внутренние контролеры — инспекторы.

Служба внутреннего контроля осуществляет, например, такие функции:

  • определение фактического состояния организации и сравнение полученных данных с требованиями трудового законодательства;
  • анализ выявленных отклонений, оценка причин их возникновения, разработка плана мероприятий по устранению отклонений (нарушений);
  • участие в проведении специальной оценки условий труда.
  1. Как использовать сервис «Электронный инспектор»

Для проведения самоконтроля работодатель может воспользоваться сервисом «Электронный инспектор» на портале «Онлайнинспекция.рф» (разд. 3 Методических рекомендаций по самоконтролю). В таком случае не нужно создавать службу внутреннего контроля.

Необходимо назначить сотрудника, ответственного за проведение предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой сотрудник должен соответствовать определенным требованиям: иметь высшее образование (юридическое или экономическое), опыт кадровой работы, знать трудовое законодательство.

Перед началом работы надо зарегистрироваться на сервисе «Электронный инспектор».

Далее выбирается проверочный лист по одной из представленных типовых ситуаций и заполняется на каждого работника, а не организацию в целом.

В перечень типовых трудовых ситуаций, которые может использовать для самопроверки работодатель, включены:

  • прием на работу;
  • изменение и прекращение трудового договора. Ответственность сторон трудового договора;
  • защита персональных данных;
  • рабочее время и время отдыха;
  • оплата труда;
  • гарантии и компенсации;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
  • охрана труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • иные вопросы.
  1. Что делать по результатам внутреннего контроля (самоконтроля)

Если по результатам внутреннего контроля (самоконтроля) с использованием сервиса «Электронный инспектор» нарушений не выявлено, то автоматически формируется отметка об отсутствии нарушений.

При направлении результатов с такой отметкой Роструд обещает поощрить добросовестных работодателей. Конкретные меры пока не названы.

Если в результате самопроверки через сервис «Электронный инспектор» обнаружены нарушения, сервис даст рекомендации по устранению и предоставит образцы необходимых документов.

По окончании проверки на сервисе «Электронный инспектор» формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Приложение N 3 к Методическим рекомендациям по самоконтролю).

Работодатель обязан незамедлительно устранить все нарушения и привести организационно-распорядительную документацию в соответствие с требованиями законодательства.

Результаты работы службы внутреннего контроля можно оформить в виде таблицы (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по самоконтролю).

По завершении всех мероприятий по внутреннему контролю работодатель должен сообщить в Роструд о результатах проведения оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений (разд. 1 Методических рекомендаций по самоконтролю).

Методическими рекомендациями по самоконтролю предусмотрено взаимодействие работодателя с Рострудом в электронном виде. Пока порядок такого взаимодействия не установлен.