Как учитывать расходы на сертификацию продукции, работ, услуг

Затраты на сертификацию продукции (работ, услуг), которая проведена в целях, предусмотренных Законом о техническом регулировании, при расчете налога на прибыль включают в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. В бухгалтерском учете такие затраты включают в состав расходов по обычным видам деятельности.

1. Как учитывать расходы на услуги по сертификации продукции, работ, услуг при расчете налога на прибыль

Расходы на сертификацию продукции (работ, услуг) учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (без учета НДС, подлежащего вычету) (пп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ). Расходы признайте на дату составления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (например, акта сдачи-приемки выполненных работ) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781, от 12.07.2017 N 03-03-06/1/44099).

2. Как отражать расходы на услуги по сертификации продукции, работ, услуг в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете признавать затраты на сертификацию можно одним из трех способов, закрепленным в учетной политике:

  • признать в расходах по обычным видам деятельности единовременно на дату оформления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (п. п. 5, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»);
  • предварительно учесть в расходах будущих периодов (РБП) и признавать в составе расходов по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата в порядке, установленном организацией (например, равномерно) (п. 65 Положения N 34н, Письмо Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5, п. п. 5, 19 ПБУ 10/99);
  • учесть сертификат в качестве НМА и включить затраты на его получение в состав расходов по обычным видам деятельности через начисление амортизации (п. 11 Толкования Р113 «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов», принятого Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011, утвержденного в итоговой редакции 26.12.2011, п. 23 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», п. п. 5, 8 ПБУ 10/99). Этот вариант учета возможен только в случае, если сертификат соответствия удовлетворяет условиям, предусмотренным п. 3 ПБУ 14/2007.

В целях сближения бухгалтерского учета с налоговым учетом рекомендуем признать затраты на сертификацию продукции (работ, услуг) единовременно. К тому же такой способ больше соответствует требованиям осмотрительности и рациональности, которые должна обеспечивать учетная политика.

В зависимости от выбранного варианта учета могут быть сделаны следующие записи:

Содержание операцийДебетКредит
1. Затраты на сертификацию продукции признаны единовременно
Учтены расходы на сертификацию продукции (работ, услуг)44

(26 и др.)

60
Отражен «входной» НДС1960
«Входной» НДС принят к вычету6819
2. Затраты на сертификацию продукции учтены в РБП
Затраты на сертификацию продукции (работ, услуг) учтены как РБП9760
Отражен «входной» НДС1960
«Входной» НДС принят к вычету6819
Доля РБП, относящаяся к текущему периоду, включена в расходы44

(26 и др.)

97
3. Затраты на сертификацию учтены в качестве НМА
Затраты на сертификацию включены в первоначальную стоимость НМА0860
Отражен «входной» НДС1960
«Входной» НДС принят к вычету6819
Принят к учету НМА0408
Ежемесячно в течение срока полезного использования начислена амортизация по НМА44

(26 и др.)

05