Как оформить доверенность для госрегистрации прав на недвижимость
Доверенность организации для представления ее интересов по госрегистрации прав, а также кадастровому учету должна быть удостоверена нотариально. При этом такая доверенность нужна как при подаче документов, так и при их получении.
Такую доверенность может составить как нотариус, так и вы сами. Для этого вам нужно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к ее содержанию.
При удостоверении доверенности нотариус устанавливает личность и полномочия лица, которое ее подписывает, а также правоспособность организации. Доверенность подписывается в присутствии нотариуса.
Какие установлены основные требования к доверенности для госрегистрации прав на недвижимость
Если от имени организации за регистрацией прав на недвижимость обращается представитель, то ему потребуется доверенность. Основное требование к ней – ее нотариальное удостоверение (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости).
Обратите внимание, что нотариально удостоверенная доверенность необходима:
- не только для госрегистрации прав, но и для кадастрового учета объекта недвижимости ( ч. 4 ст. 15 названного Закона);
- как для представления документов, так и для их получения после проведения этих процедур ( п. 1 ч. 4 ст. 18 , ч. 14 ст. 29 указанного Закона).
Без доверенности организация, которая обращается за госрегистрацией прав и (или) кадастровым учетом, сможет обойтись лишь в случае, если подавать и получать документы будет директор или иное лицо, которое может действовать от ее имени без доверенности ( ч. 9 ст. 18 , ч. 14 ст. 29 указанного Закона).
Что следует указать в доверенности для госрегистрации прав на недвижимость
Так как доверенность на госрегистрацию должна быть удостоверена нотариально, то и составить ее может нотариус. Но вы можете сделать это и самостоятельно, при этом нужно учесть те требования, которые будет проверять нотариус при удостоверении доверенности. Они приведены в п. 6.2 Методических рекомендаций (утв. Решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N 07/16). Поэтому в доверенности укажите:
- наименование документа – доверенность;
- место ее совершения (например, город и область полностью);
- дату ее совершения (число, месяц и год нужно привести прописью). Без указания этой даты доверенность ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ, ст. 45.1 Основ законодательства о нотариате);
- сведения об организации, интересы которой представляются, – полное наименование, адрес, место ее нахождения, а также ОГРН и ИНН (ст. 45.1 Основ законодательства о нотариате);
- данные представителя – фамилия, имя и, при наличии, отчество и место его жительства. Рекомендуем также указать реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя;
- полномочия представителя. Приведите объект недвижимости и действия, которые он может с ним совершать от имени организации. Например, укажите:
- объект недвижимости, адрес его местонахождения и кадастровый номер. Чтобы не составлять доверенность на каждый конкретный объект, вы можете указать, что действия могут совершаться в отношении любых объектов недвижимости, принадлежащих организации;
- полномочия на совершение действий по регистрации прав и кадастровому учету, в том числе подписание заявления, а также подача как заявления, так и других необходимых документов на госрегистрацию и кадастровый учет;
- полномочия на получение документов, в том числе выписки из ЕГРН, после госрегистрации и кадастрового учета.
В доверенности вы можете установить:
- срок ее действия. Если он не указан, то доверенность будет считаться выданной на один год (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
- право или запрет передоверия, а также возможность или запрет последующего передоверия (п. 1 ст. 187 ГК РФ).
Как подписывается доверенность для регистрации недвижимости
Она должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом. При этом печать организации проставлять не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Как удостоверяется доверенность для госрегистрации прав на недвижимость
Для этого вам нужно обратиться к нотариусу. При удостоверении доверенности нотариус должен:
- установить личность того лица, которое обращается к нотариусу. Поэтому при себе необходимо иметь паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
- проверить полномочия лица, которое подписывает доверенность от имени организации (например, директор). В этом случае нужно представить также протоколы, решения, подтверждающие его полномочия;
- проверить правоспособность организации. Для этого нотариус запрашивает сведения из ЕГРЮЛ.
После этого нотариус изготавливает и заверяет доверенность либо удостоверяет ту, которую подготовили вы. В последнем случае рекомендуем иметь при себе текст доверенности на электронном носителе, если нотариусу потребуется внести в нее какие-либо изменения или дополнения.
Какие расходы вы понесете в связи с удостоверением доверенности
За удостоверение доверенности вы должны уплатить нотариальный тариф (госпошлину) в размере 200 руб. (ст. 22 Основ законодательства о нотариате, п. 2 ч. 1 ст. 333.24 НК РФ).