О признании незаконным отказа в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, обязании принять соответствующее решение

Требование: О признании незаконным отказа в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, обязании принять соответствующее решение.

Обстоятельства: Общество ссылается на то, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были использованы недостоверные сведения о земельных участках в части неверного определения вида разрешенного использования.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что при определении кадастровой оценки спорных участков использовались недостоверные сведения, установлен.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2015 г. N Ф10-4323/2015

Дело N А54-2155/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Смолко С.И.

судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.

при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: Тарасовой О.В.

от заявителя — ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в лице Рязанского филиала, г. Рязань, ОГРН 1041621008824 Варзин В.А. — дов. от 01.04.2015 N 12

от заинтересованных лиц — Управления Росреестра по Рязанской области, г. Рязань, ОГРН 1046209031384 Лысова Т.Н. — дов. от 15.01.2015 N 10/119

комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра, г. Рязань Пыртиков С.А. — председатель комиссии

от третьих лиц — ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Рязанской области, г. Рязань не явились

Национального совета по оценочной деятельности, г. Москва не явились

ООО НПО «ГеоГИС», г. Рязань не явились

Администрации г. Рязани не явились

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационные жалобы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 (судья Ушакова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Волкова Ю.А., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А54-2155/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» в лице Рязанского филиала (далее — ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее — Управление Росреестра, управление) и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее — комиссия) о признании незаконным решения комиссии от 27.03.2014 N 9 и об обязании комиссии и управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о пересмотре по состоянию на 01.01.2013 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0130002:138, 62:29:0130002:139, 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:01 30002:338, 62:29:0130002:339, 62:29:0130002:259, расположенных по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, 23, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов); об обязании управления в порядке, установленном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 N 114, уведомить Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области (далее — министерство) о необходимости пересмотра по состоянию на 01.01.2013 результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из отнесения последних к 10-й группе видов разрешенного использования (уточненные требования).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Рязанской области (далее — кадастровая палата), национальный совет по оценочной деятельности, общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение «ГеоГИС» (далее — ООО НПО «ГеоГИС») и Администрацию г. Рязани (далее — администрация).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, заявленные требования удовлетворены.

В кассационных жалобах комиссия и Управление Росреестра просят состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то что суд не установил вид разрешенного использования спорных земельных участков, а лишь определил к какой группе видов разрешенного использования относятся эти участки, в то время как отнесение земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования является прерогативой оценщика и выводами оценщика руководствовалась комиссия.

В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-п утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, в т.ч. и в отношении спорных земельных участков, собственником которых является общество.

В отношении этих земельных участков установлена следующая кадастровая стоимость: 62:29:0130002:138 — 788 328,45 руб.; 62:29:0130002:139 — 3249 954,12 руб.; 62:29:0130002:330 — 138 553,80 руб.; 62:29:0130002:331 — 20471 462,55 руб.; 62:29:0130002:332 — 255 108,48 руб.; 62:29:0130002:333 — 187 313,80 руб.; 62:29:0130002:334 — 166 078,92 руб.; 62:29:0130002:335 — 29396 234,97 руб.; 62:29:0130002:336 — 96 424,62 руб.; 62:29:0130002:337 — 472 114,50 руб.; 62:29:0130002:338 — 78 599,26 руб.; 62:29:0130002:339 — 81 089,60 руб.; 62:29:0130002:259 — 8 984 446,72 руб.

5 декабря 2013 г. общество обратилось в министерство с запросом о представлении в отношении указанных земельных участков сведений, использованных при определении их кадастровой стоимости.

Из представленных министерством обществу письмом от 10.12.2013 за исх. ММ/3-8642 сведений следует, что кадастровая стоимость земельных участков была определена исходя из отнесения 5 земельных участков (62:29:0130002:332, 62:29:0130002:333, 62:29:0130002:334, 62:29:0130002:335, 62:29:0130002:259) к 5-й группе видов разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания») и 8 земельных участков (62:29:0130002:138, 62:29:0130002:139, 62:29:0130002:330, 62:29:0130002:331, 62:29:0130002:336, 62:29:0130002:337, 62:29:0130002:338, 62:29:0130002:339) к 9-й группе видов разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок»).

Ранее общество оспаривало в суде неверное отнесение спорных земельных участков к иным, помимо 10-й, группам видов разрешенного использования земельных участков и неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2012 по делам N А54-398/2011 и N А54-399/2011, от 22.11.2012 по делу N А54-6153/2010 действия управления по отказу от исправлении кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения названных земельных участков к группе видов разрешенного использования N 9 признаны незаконными. Суд обязал управление и кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исправления кадастровой ошибки с момента ее совершения путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении перечисленных земельных участков к группе видов разрешенного использования N 10 («земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружения и объектов»).

Решения вступили в законную силу.

Полагая, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013, зафиксированной в отчете об определении кадастровой стоимости от 06.09.2013 N 62-1, были использованы недостоверные сведения о земельных участках в части неверного отнесения к 5-й и 9-й группам вида их разрешенного использования, общество 26.02.2014 обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, приложив к заявлению вышеназванные судебные решения.

Решением комиссии от 27.03.2014 N 9 заявление общества отклонено со ссылкой на неподтверждение недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости земельных участков сведений об объекте недвижимости.

Не согласившись с решением комиссии, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Порядок проведения кадастровой оценки изложен в главе III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее — Порядок работы комиссии), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, комиссии создаются при Управлениях Росреестра.

Из пункта 19 Порядка работы комиссии следует, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Материалами дела установлено, что общество обратилось в комиссию в связи с недостоверностью сведений, представленных для государственной кадастровой оценки, в части группы видов разрешенного использования, что повлекло отнесение земельных участков к 5 и 9 группам видов разрешенного использования, а не к 10 группе.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее — Методические указания), согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе перечисленных в подпунктах этого пункта видов разрешенного использования. В частности, в подпункте 1.2.10 (10-ая группа) пункта 1.2 указаны земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Судами установлено, что ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является субъектом электроэнергетики, одним из основных видов деятельности общества является производство электрической и тепловой энергии. По целевому назначению и виду функционального использования земельные участки общества, на которых расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, относятся к десятой группе видов разрешенного использования.

Кадастровая стоимость согласно кадастровым справкам кадастровой палаты на 12.03.2013 была изменена в соответствии с указанными выше судебными актами, исходя из отнесения земельных участков к 10-й группе видов разрешенного использования.

Постановлением министерства от 14.10.2013 N 10-п установлен средний удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, в том числе отнесенных к 10 группе видов разрешенного использования — 711,08 руб. /кв. м, к 5 группе — 4286,68 руб. /кв. м, к 9 группе — 1289,34 руб. /кв. м.

Судами установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки переданы недостоверные сведения об отнесении спорных земельных участков к видам разрешенного использования: обслуживание зданий электромастерской; обслуживание здания проходной; обслуживание производственных зданий и сооружений; обслуживание прирельсовой эстакады промышленного предприятия — 9 группа видов разрешенного использования; обслуживание здания механической мойки автомобилей — 5 группа видов разрешенного использования. Судебные акты, которыми установлено, что спорные земельные участки отнесены к 10 группе видов разрешенного использования, для проведения государственной кадастровой оценки не передавались.

Поскольку при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались недостоверные сведения, суды пришли к правильному выводу о незаконности решения комиссии и обоснованно удовлетворили требования общества.

Довод кассационных жалоб о том, что отнесение земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является прерогативой оценщика и комиссия не вправе вмешиваться в эту область оценки, несостоятелен.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, полностью повторяют доводы апелляционных жалоб, и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А54-2155/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья

С.И.СМОЛКО

Судьи

Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Г.А.СТРЕГЕЛЕВА