Навязывания услуг
В погоне за увеличением прибыли продавцы/исполнители предлагают потребителю, наряду с основным товаром или услугой, приобрести дополнительные. К самым распространенным случаям можно отнести покупку техники или мебели, к которым прилагаются обязательные услуги по их установке, или банковские услуги, сопровождающиеся обязательным страхованием. И если зачастую потребитель с готовностью соглашается на предложенные ему дополнительные услуги, то в ряде случаев его к этому понуждают.
Понятие навязывания услуг
Российское законодательство не содержит определения такого понятия, как навязывание услуг. Однако содержание ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг – это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание услуг запрещено законом.
Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении:
- обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров/работ/услуг (абз. 2 ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей);
- выполнять дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Законодатель не указал признаки, по которым оказываемая потребителю услуга может быть признана навязанной. Понять это можно на примере банковских кредитов, оформляемых при условии страхования клиентами жизни и здоровья. В ч. 2 ст. 935 ГК РФ указано, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Такое условие предоставления кредита может быть оговорено только в договоре, т.е. согласовано сторонами (ст. 421 ГК РФ).
Если же предоставление кредита ставится в зависимость от страхования и не заключившему договор страхования потребителю не выдают кредит на других условиях или при заключении договора страхования клиента банка ограничивают в выборе страховой компании, настаивая на страховщике – партнере банка, соответствующие условия договора могут быть оспорены в суде, как нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей.
Ответственность за навязывание услуг
Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе ч. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Поскольку навязывание услуг подразумевает включение в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, условий, ущемляющих права потребителя (в т.ч. на свободный выбор товаров), установленные законодательством о защите прав потребителей, соответствующие действия продавца влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель:
- письменно подтвердил свое согласие;
- не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.
За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к ответственности.