Каков порядок исполнения требования прокурора о проведении внеплановой проверки?

Александр Новиков
Александр Новиков
Юрист
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Каков порядок исполнения требования прокурора о проведении внеплановой проверки?
Александр Новиков

 

Ответ: Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и иным основаниям, указанным в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

Порядок проведения внеплановой проверки регламентирован Законом N 294, Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 “О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Приказ N 93).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп. “а”, “б” и “г” п. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 Закона N 294, п. 4 Порядка согласования, утв. Приказом N 93).

 

Порядок получения согласования закреплен Приказом N 93.

Так, п. 3.1 Приказа N 93 установлен следующий порядок направления требований:

  • начальники управлений Генпрокуратуры в федеральных округах либо их заместители направляют требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора), поднадзорные этим управлениям;
  • прокуроры субъектов РФ или их заместители направляют требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) субъектов РФ и территориальные подразделения федеральных органов контроля (надзора) в субъектах РФ; прокуроры городов и районов, другие территориальные прокуроры – в органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поднадзорные городским и районным (межрайонным) прокуратурам;
  • транспортные прокуроры (на правах прокуроров субъектов РФ) и их заместители направляют требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) регионального уровня и в поднадзорные межрегиональные органы контроля (надзора); транспортные прокуроры (на правах районных) – в органы контроля (надзора) районного (городского) уровня.

 

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в установленном порядке (ч. 16 ст. 10 Закона N 294).

Предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (и в иных случаях, перечисленных в ч. 17 ст. 10 Закона N 294).

 

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294 (ч. 4 ст. 10 Закона N 294).

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294). Иные сроки (сокращенные) в отношении отдельных субъектов проверок предусмотрены в ст. 13 Закона N 294.

 

Ограничения при проведении проверки регламентированы в ст. 15 Закона N 294.

Документарная проверка проводится в отношении сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 1 ст. 11 Закона N 294).

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (далее – проверяющего органа) (ч. 2 ст. 11 Закона N 294).

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе (ч. 1 ст. 14 Закона N 294).

Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа установлена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. В ч. 2 ст. 11 Закона N 294 указаны сведения, которые должны быть включены в распоряжение или приказ.

 

Копии распоряжения или приказа, заверенные печатью, вручаются под подпись должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 3 ст. 14 Закона N 294).

Также в Законе предусмотрено, что по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица проверяющего органа обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 14 Закона N 294).

 

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении проверяющего органа, в том числе (ч. 3 ст. 11 Закона N 294):

  • уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • акты предыдущих проверок;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
  • иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

Проверяющий орган может направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о проведении проверки. Документы (в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица юридического лица, в том числе в виде электронных документов) в таком случае в ответ на запрос направляются в течение 10 рабочих дней (ч. ч. 4, 5, 6 ст. 11 Закона N 294).

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у проверяющего органа, информация об этом направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. Проверяемому лицу предоставляется также право представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов (ч. ч. 8 и 9 ст. 11 Закона N 294).

 

В рамках выездной проверки проверяются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ч. 1 ст. 12 Закона N 294).

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294).

 

В отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей выездные проверки не проводятся (ч. 3.1 ст. 12 Закона N 294, Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 “О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”).

Проверяющие органы привлекают к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц (ч. 6 ст. 12 Закона N 294).

 

При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона N 294).

 

Выездная проверка проводится также в случае, если при документарной проверке не представляется возможным (ч. 3 ст. 12 Закона N 294):

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении проверяющего органа документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

 

Должностные лица проверяющего органа вначале проверки обязаны (ч. 4 ст. 12 Закона N 294):

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя проверяющего органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

 

Уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель (представитель) обязаны (ч. 5 ст. 12 Закона N 294):

  • предоставить должностным лицам проверяющего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

 

В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи действиями (бездействием) проверяемого лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо проверяющего органа составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В течение трех месяцев со дня составления акта проверяющий орган вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 7 ст. 12 Закона N 294).

По результатам проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (ч. 1 ст. 16 Закона N 294).

Типовая форма акта проверки установлена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

 

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294).

Иные требования к оформлению отчетной документации закреплены в ст. 16 Закона N 294.

В п. 3.1 Приказа N 93 указано, что в каждом конкретном случае прокурорам, вынесшим требование, контролировать поступление информации о результатах мероприятия по контролю в прокуратуру, а также оценивать достаточность и обоснованность принятых органом контроля (надзора) мер.

Таким образом, прокурор запрашивает информацию о проведенной проверке самостоятельно, дает указания о сроках исполнения требования, форме отчетности.