Размещение информационных и рекламных вывесок

Исходя из характера информации, которая содержится в вывесках, их можно классифицировать на рекламные и информационные. Правовые последствия, а также ответственность за нарушения, допущенные при размещении, различны в каждом случае. Поэтому необходимо выделить отличительные черты, наличие которых не позволит допустить ошибки при определении категории вывески и порядка ее установки.

 

 

 

Информационные вывески

 

В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Закон о рекламе) ограничена сфера его применения, а именно перечислена информация, в отношении которой не могут применяться его положения. Указанный Закон не распространяется в части, касающейся вывесок:

  • на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
  • информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. В частности, к такой информации относятся сведения, перечисленные в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”.

 

 

Кроме того, согласно письму ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 “О разграничении понятий вывеска и реклама” (далее – письмо ФАС от 27.12.2017) не признается рекламой:

  • информация, обязательная к размещению в силу обычая делового оборота (например, табло с указанием наименования АЗС, видов оказываемых услуг, экологического класса и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС);
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Например, конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, поскольку цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам;
  • сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Информация, содержащая выражения “Добро пожаловать”, “Въезд 24 часа” и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования;
  • объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Иные вывески, содержание которых не может быть отнесено к указанным категориям, не могут быть отнесены к информационным и являются рекламными.

 

Рекламные вывески

 

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В связи с чем данная информация должна отвечать требованиям, предъявляемым к ней Законом о рекламе.

Определяющим в данном случае является понятие объекта рекламирования, определение которому дано в п. 2 ст. 3 Закона о рекламе.

 

Наружная реклама распространяется с использованием рекламных конструкций (в том числе рекламных вывесок) (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе), которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта с соблюдением требований закона.

 

Порядок их распространения и установки регламентирован ст. 19 Закона о рекламе, в которой определены требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации.

За нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции предусмотрена административная ответственность (ст. 14.37 КоАП РФ).

 

Согласование размещения вывесок

 

Согласно п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Данная схема подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ, и опубликованию.

Установка рекламной вывески допускается при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления, при этом конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Размещение ее возможно после получения указанного разрешения при наличии договорных отношений с собственником объекта недвижимости.

 

Разрешение выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 11 ст. 19 Закона о рекламе.

 

Согласно п. 13 Закона о рекламе орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления.

В течение двух месяцев со дня приема документов решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления заявителю.

Таким образом, при оценке вывески на предмет ее отнесения к информационной или рекламной существенным является как содержание вывески, так и все обстоятельства ее размещения с учетом каждой конкретной ситуации.