Возможно ли предъявление требований к сервисной организации?

Александр Новиков
Александр Новиков
Юрист
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Возможно ли предъявление требований к сервисной организации?
Александр Новиков

Ответ: В соответствии с преамбулой Закона “О защите прав потребителей” уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель – это организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, на основании договора с изготовителем (продавцом).

Нередко именно этими организациями нарушаются права потребителей. В связи с этим возникает вопрос о возможности предъявления требований к данным субъектам, минуя продавца и изготовителя.

В отношении возможности предъявления требований о взыскании компенсации морального вреда и неустойки Закон дает однозначный и утвердительный ответ. Взыскание данных санкций является следствием виновных действий субъекта, например нарушения срока безвозмездного устранения недостатка.

Иной вопрос о возможности предъявления более значительных требований, в частности требования о замене товара ненадлежащего качества. Сервисная организация не является изготовителем данного товара и, казалось бы, не является виновником возникновения недостатка, заложенного на этапе производства. Несмотря на это, статья 18 Закона “О защите прав потребителей” предусматривает возможность предъявления уполномоченной организации требования о замене товара.

Подтверждает это и судебная практика. Московским областным судом было рассмотрено во второй инстанции дело о защите прав потребителя. Покупатель обратился в суд с иском о возврате уплаченной за товар суммы, возмещении расходов и понуждении совершить определенные действия. В обоснование заявленного иска потребитель ссылался на нарушение ответчиком максимального 45-дневного срока устранения недостатков его автомобиля, установленного п. 1 ст. 20 Закона “О защите прав потребителей”. В связи с невыполнением ответчиком указанного ремонта истец обратился с заявлением к ответчику, как уполномоченной организации, о возврате ему стоимости товара, однако получил отказ. Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, сервисная организация не имеет перед потребителем обязательств, не являясь стороной сделки.

Московский областной суд отменил вынесенное решение, указав, что вывод о предъявлении иска к ненадлежащему лицу является необоснованным. Сервисное предприятие осуществляло безвозмездный ремонт товара и действовало как уполномоченное лицо. В связи с этим сервисная организация может нести ответственность по требованию потребителя.