Возмездное оказание услуг: предмет договора, объем услуг, место оказание
Предмет договора возмездного оказания услуг
В договоре сторонам необходимо согласовать его предмет – существенное условие договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Предметом договора возмездного оказания услуг признается исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности. Это отличает договор оказания услуг от договора подряда, поскольку ценность представляют действия исполнителя, которые при этом могут не иметь овеществленного результата.
Таким образом, для согласования условия о предмете в договоре необходимо указать, какие именно действия (деятельность) должен совершить исполнитель. Для этого стороны должны определить:
- перечень (вид) услуг;
- объем услуг;
- место оказания услуг (при необходимости);
- объекты, на которые направлено оказание услуг (при необходимости).
Кроме того, как следует из наименования указанного вида договора и положений п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, в предмет договора входит обязанность заказчика оплатить согласованные услуги. Поэтому сторонам следует установить эту обязанность в договоре.
Безвозмездность услуг
На практике встречаются ситуации, когда в договоре предусмотрено условие о том, что услуги оказываются безвозмездно. Суды признают, что стороны вправе заключить безвозмездный договор оказания услуг.
Результат услуг
Достижение результата не входит в предмет договора возмездного оказания услуг.
Перечень (виды) услуг
Стороны должны перечислить в договоре действия исполнителя или указать вид деятельности, которую он обязан осуществить (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Если стороны заключают договор на оказание услуг, предусмотренных в п. 2 ст. 779 ГК РФ (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, платные образовательные услуги, туристическое обслуживание), то в качестве вида деятельности могут указать наименование соответствующих услуг, а также сферы деятельности, к которой они относятся. Наименования конкретных действий в рамках этой деятельности можно определить с помощью нормативных правовых актов, регулирующих данный вид деятельности (услуг).
Перечень услуг, который содержится в п. 2 ст. 779 ГК РФ, не является исчерпывающим. Стороны вправе заключить договор на любые услуги, в том числе не урегулированные законом и иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).
Для определения наименования вида деятельности или конкретных действий исполнителя можно руководствоваться, например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Стороны могут составить перечень действий или сформулировать название вида деятельности по собственному усмотрению.
Перечень (виды) услуг может быть приведен в самом договоре либо в приложении к нему.
При согласовании перечня действий заказчик должен учитывать, что в силу п. 1 ст. 779 ГК РФ он может требовать от исполнителя совершения только тех действий, которые предусмотрены договором.
Указанное положение означает, что действия, например, заказчика, который принял услуги, но не оплатил их, а затем при взыскании задолженности и неустойки в суде заявил о незаключенности договора ввиду несогласования перечня (вида) услуг, могут быть расценены как недобросовестное поведение (попытка избежать ответственности за нарушение обязательств по оплате). Соответственно, такое заявление, скорее всего, не будет принято во внимание с учетом положений п. 3 ст. 432 ГК РФ.
[/stextbox]
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, в которых не установлен перечень (виды) услуг, признаются незаключенными. Однако существуют и иные подходы: договор может быть признан заключенным, если он фактически исполнялся сторонами или если о действиях исполнителя свидетельствуют предшествующие заключению договора переговоры, переписка, практика и т.п.
Объем услуг
Включение в договор условия об объеме услуг позволяет сторонам использовать данный показатель, в частности, для расчета вознаграждения исполнителя.
Глава 39 ГК РФ не содержит понятия “объем услуг”.
Объем может быть определен исходя из перечня действий, совершаемых исполнителем в рамках конкретного вида деятельности. В таком случае согласование объема прямо связано с определением предмета договора. Однако позиция судов по вопросу необходимости указания конкретных действий исполнителя неоднозначна. Одни суды указывают, что для определения предмета договора достаточно предусмотреть вид деятельности без указания объема услуг. Другие считают, что в договоре должны быть перечислены вид и объем услуг (конкретные действия исполнителя).
Стороны в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) могут использовать иные показатели для определения объема услуг, например:
- перечень и количество объектов, на которые направлено оказание услуг.
- количество единиц овеществленного результата услуг (например, документов, составляемых при оказании консультационных услуг);
- продолжительность оказания услуг (например, количество учебных часов при оказании образовательных услуг);
- количество получателей услуг (например, посетителей музеев, цирков, театров при оказании услуг в сфере культуры и искусства).
Объем услуг может быть указан в самом договоре либо в приложении к нему (например, в смете, техническом задании и др.), подписанном обеими сторонами.
Указанное положение означает, что действия, например, заказчика, который принял услуги, но не оплатил их, а затем при взыскании задолженности и неустойки в суде заявил о незаключенности договора ввиду несогласования объема оказываемых услуг, могут быть расценены как недобросовестное поведение (попытка избежать ответственности за нарушение обязательств по оплате). Соответственно, такое заявление, скорее всего, не будет принято во внимание с учетом положений п. 3 ст. 432 ГК РФ.
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, в которых не установлен объем оказываемых услуг, признаются незаключенными. Однако существует и иной подход: факт исполнения договора учитывается при решении вопроса о его незаключенности.
Место оказания услуг
В некоторых случаях недостаточно перечислить действия исполнителя, нужно также указать, где эти действия будут совершаться (определить место оказания услуг). Например, необходимо отразить местоположение земельного участка, где будет производиться сбор урожая, адрес площадки, с которой нужно вывезти отходы, место проведения развлекательного мероприятия и т.п.
Объекты, на которые направлено оказание услуг
Услуги могут представлять собой совершение действий или осуществление деятельности в отношении какого-либо объекта (уборка помещений, обслуживание оборудования, охрана помещений и др.). Сведения об объекте следует включить в договор, поскольку они дополняют описание оказываемых услуг и необходимы для согласования условия о предмете. В договоре можно указать наименование объекта, его местоположение и иные данные об объекте, необходимые для надлежащего предоставления услуг. Объем сведений зависит от вида оказываемых услуг.
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, не содержащие объекта, на который направлено оказание услуг, признаются незаключенными. Однако существует и иной подход: факт исполнения договора учитывается при решении вопроса о его незаключенности.
Предмет в договорах об оказании отдельных видов услуг
При согласовании предмета договора об оказании услуг определенного вида сторонам необходимо учитывать характер услуг, а также требования нормативных актов, регулирующих их предоставление (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В настоящем пункте приводятся условия, которые должны быть включены в предмет договора об оказании следующих услуг:
- платных образовательных услуг;
- услуг связи;
- охранных услуг;
- услуг в сфере коммунального хозяйства;
- аудиторских услуг;
- платных медицинских услуг.
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, в которых не согласованы условия, входящие в предмет в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, признаются незаключенными. Однако существует и иной подход: факт исполнения договора учитывается при решении вопроса о его незаключенности.
Предмет договора об оказании платных образовательных услуг
Оказание платных образовательных услуг регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон об образовании), а также Правилами оказания платных образовательных услуг .
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101 Федерального закона об образовании).
Согласно п. 12 Правил договор о предоставлении таких услуг должен содержать, в частности, следующие условия:
- о виде образовательной программы (ее части) (ч. 2 ст. 12 Федерального закона об образовании);
- об уровне и (или) направленности образовательной программы (ее части), в том числе о подготовке квалифицированных рабочих, подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона об образовании) или повышении квалификации, профессиональной переподготовке (п. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона об образовании) и т.п.
Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании, форм аттестации (п. 9 ст. 2 данного Закона). Такая программа представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно ч. 4 ст. 2, ч. 4 – 6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 этого Закона.
Указанные условия определяют предмет договора об оказании платных образовательных услуг и подлежат согласованию сторонами в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.
В ст. 54 Федерального закона об образовании, п. 12 Правил предусмотрены и другие условия такого договора, которые должны быть согласованы, а именно: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) и др.
Перечисленные условия прямо не названы существенными, перечень их открыт, поэтому стороны могут предусмотреть и другие положения по своему усмотрению. Однако, поскольку в Правилах указано, что договор эти сведения содержит, возникает вопрос: можно ли отнести их к существенным на основании абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ? Судебная практика по данному вопросу не сформирована. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуется согласовать все условия, приведенные в п. 12 Правил, ст. 54 Федерального закона об образовании.
К недопустимым для согласования в договоре относятся условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Федерального закона об образовании, п. 13 Правил).
Предмет договора об оказании услуг связи
При заключении договоров о предоставлении услуг связи стороны должны руководствоваться нормами гл. 39 ГК РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ), положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи” (далее – Закон о связи), а также правилами оказания данных услуг (п. п. 1, 2 ст. 44 Закона о связи).
Оказание услуг связи подлежит лицензированию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).
Правила оказания услуг связи определяют и другие условия, которые должны быть указаны в договоре, заключаемом в письменной форме (см. п. п. 22, 22(1) Правил оказания телематических услуг связи, п. 22 Правил оказания услуг телефонной связи, п. 20 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, п. п. 26, 26(1) Правил оказания услуг связи по передаче данных, пп. “а” – “к” п. 24 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания).
Предмет договора об оказании охранных услуг частными охранными организациями
Оказание охранных услуг частными охранными организациями регулируется положениями гл. 39 ГК РФ, Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о частной детективной и охранной деятельности), а также в части отдельных вопросов подзаконными нормативными правовыми актами.
Оказывать охранные услуги разрешается только специально учреждаемым организациям, которые имеют лицензию. Она выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (ч. 1 ст. 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности).
Отличия договора оказания охранных услуг от договора хранения
Договор оказания услуг по охране имущества (гл. 39 ГК РФ) необходимо отличать от договора хранения (гл. 47 ГК РФ). Президиум ВАС РФ разъяснил, что эти договоры направлены на достижение одной цели – обеспечение сохранности имущества, но способы ее достижения различны. При хранении имущество переходит во владение хранителя, а при передаче под охрану оно остается под контролем собственника (иного титульного владельца) и не поступает во владение лица, осуществляющего охрану. Отношения между собственником имущества и охранной организацией регулируются положениями гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, а не нормами о хранении.
Объекты, на которые не распространяется частная охранная деятельность
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, названные в ч. 3 ст. 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности. К ним относятся:
- объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ “О государственной охране”;
- объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.
В отношении этих объектов заключение договора на оказание охранных услуг с частной охранной организацией не допускается. Если такой договор будет заключен, он является недействительным как противоречащий закону.
Согласование предмета договора об оказании охранных услуг частными охранными организациями
Из п. 1 ст. 779 ГК РФ следует, что в предмет договора возмездного оказания услуг входит совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности. Для согласования условия о предмете договора об оказании охранных услуг сторонам необходимо прежде всего определить вид и содержание услуг. Они должны быть отражены в договоре в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о частной детективной и охранной деятельности, положения которой применяются к договору на оказание охранных услуг на основании ч. 4 ст. 12 указанного Закона.
Виды услуг, предоставляемых в целях охраны, перечислены в ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 названного Закона;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, кроме установленных в п. 7 ч. 3 ст. 3 указанного Закона;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Исключение составляют объекты, предусмотренные в ч. 3 ст. 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Виды охранных услуг, которые вправе оказывать конкретный исполнитель, перечислены в его лицензии (ч. 1 ст. 11.2 Закона о частной детективной и охранной деятельности).
Включение сведений об объекте охраны при согласовании предмета договора
При оказании охранных услуг в отношении имущества, принадлежащего заказчику, в договоре следует указать перечень объектов и имущества, подлежащих охране, их место нахождения. Содержание норм Закона о частной детективной и охранной деятельности, в частности, ч. 3 ст. 3 (виды услуг), ст. 12.1 (обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов), позволяет сделать вывод о том, что объект охраны является неотъемлемой частью оказания услуги по охране имущества заказчика. Следовательно, при отсутствии в договоре указания на подлежащие охране объекты предмет договора может быть признан несогласованным, а договор – незаключенным (ст. 432 ГК РФ).
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, в которых не установлен объект охраны, признаются незаключенными. Однако существует и иной подход: факт исполнения договора учитывается при решении вопроса о его незаключенности.
К объектам охраны относятся недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке (п. 5 ст. 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности).
К договору на оказание охранных услуг прилагаются копии заверенных заказчиком документов, которые подтверждают его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской.
Условия, которые помимо предмета необходимо согласовать при заключении договора с частной охранной организацией, предусмотрены в ч. 1 ст. 9 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Предмет договора об оказании услуг в сфере коммунального хозяйства
Для согласования предмета договора об оказании данных услуг необходимо указать:
- перечень (виды) услуг (например, санитарное и техническое обслуживание объектов жилищно-коммунального назначения, вывоз отходов и др.);
- перечень и место нахождения обслуживаемых объектов.
При согласовании конкретного вида деятельности по коммунальному обслуживанию в договоре нужно указать, какие действия исполнителя входят в ее состав. Так, например, санитарная уборка может включать уборку пыли и мусора, влажную уборку, химическую очистку и т.п.
К услугам в сфере коммунального хозяйства относятся, в частности, следующие.
- Техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения.
- Санитарное содержание жилищного фонда (см. ч. 8 ст. 2 Закона г. Москвы от 13.11.1996 N 30 “Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда в городе Москве и контроле за их соблюдением”).
- Текущий ремонт (см. Приложение N 1 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 “Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения”, абз. 20 п. 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285).
- Услуги по вывозу жидких бытовых отходов (см. Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155).
- Коммунальные услуги (см. п. 1, абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), п. 1, абз. 4 п. 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее – Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями)).
Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрены следующие виды коммунальных услуг:
1) электроснабжение;
2) газоснабжение;
3) отопление;
4) горячее водоснабжение;
5) холодное водоснабжение;
6) водоотведение;
7) обращение с твердыми коммунальными отходами.
Перечень договоров, которыми определяются условия о предоставлении перечисленных выше в п. п. 1 – 6 коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов и помещений в многоквартирных домах, установлен в п. п. 9, 10, 11 и 12 Правил предоставления коммунальных услуг.
В таком договоре должны быть предусмотрены:
- наименование предоставляемой услуги (услуг) (пп. “д” п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
- адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. “г” п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
- порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форма внесения платы за коммунальные услуги (пп. “к” п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг);
- другие положения.
Потребителями по таким договорам являются непосредственно собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений (п. п. 2, 6 Правил предоставления коммунальных услуг), а также пользователи жилых помещений в общежитиях (п. п. 51, 52 Правил предоставления коммунальных услуг). Исполнителями по п. п. 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг могут быть:
- управляющая организация;
- товарищество собственников жилья;
- жилищный, жилищно-строительный, иной специализированный потребительский кооператив;
- ресурсоснабжающая организация;
- организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Чтобы реализовать функцию исполнителя коммунальных услуг, указанным лицам (кроме ресурсоснабжающих организаций) необходимо заключить договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг). Такие договоры заключаются в соответствии с Правилами заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разд. XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг (п. 4(1) указанных Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальных услуг по отношению к другим видам коммунальных услуг.
В частности, установлено следующее.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении названной услуги, из числа договоров, указанных в п. п. 148(4) – 148(6) Правил предоставления коммунальных услуг (п. 148(1) указанных Правил).
Договор, куда входят положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен содержать (п. 148(13) Правил предоставления коммунальных услуг):
- условия, указанные в п. п. “а” – “е” и “л” – “с” п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг;
- порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за нее, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов РФ либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (если они наделены соответствующими полномочиями законом субъекта РФ) для данной категории объекта;
- информацию в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
- Потребителями по договору являются собственники и пользователи жилых домов, домовладений, помещений в многоквартирных домах (п. п. 2, 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг), а также пользователи жилых помещений в общежитиях (п. п. 148(32), 148(33) Правил предоставления коммунальных услуг). Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами могут выступать (п. п. 148(3) – 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг:
- управляющая организация;
- товарищество или кооператив;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Чтобы предоставить потребителям коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанным лицам (кроме региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) необходимо заключить договоры с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг).
Предмет договора об оказании аудиторских услуг
Оказание аудиторских услуг регулируется положениями гл. 39 ГК РФ, Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон об аудиторской деятельности). Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности исполнитель должен руководствоваться в том числе:
- международными стандартами аудита (далее – МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров и признанными в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). К ним относятся, в частности, МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий”, МСА 500 “Аудиторские доказательства”;
- стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, которые не могут противоречить международным стандартам аудита и являются обязательными для членов утвердившей их саморегулируемой организации (ч. 1, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности);
- Кодексом профессиональной этики аудиторов (ч. 3 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности);
- Приказом Минфина России от 09.03.2017 N 33н “Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг”.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности аудиторские услуги – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Для правильного согласования предмета договора об оказании аудиторских услуг заказчику необходимо решить для себя, какова цель заключения договора и что должно стать результатом его исполнения – аудиторское заключение или иной документ. От этого зависит, какие именно услуги, т.е. какие действия аудиторской организации (аудитора), будут предметом договора.
Отсутствие в договоре указания на действия (деятельность), которые должен совершить аудитор, может повлечь признание предмета договора несогласованным, а договора – незаключенным, т.е. не порождающим для сторон никаких прав и обязанностей (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК РФ). Если договором не предусмотрен полный перечень услуг, которые намеревался поручить аудитору заказчик, то последний в дальнейшем не вправе требовать возмещения убытков в связи с ненадлежащим качеством услуг, которые в договоре не согласованы.
В судебной практике договоры возмездного оказания услуг, в которых не согласованы совершаемые аудитором действия (деятельность), признаются незаключенными. Однако существует и иной подход: факт исполнения договора учитывается при решении вопроса о его незаключенности.
Отличия аудита (аудиторской проверки) от сопутствующих услуг
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности под аудитом понимается комплекс действий по проведению независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности. При этом аудит может быть проведен как в отношении отчетности (ее части), подготовленной в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, так и аналогичной по составу отчетности (ее части), предусмотренной другими федеральными законами (например, Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”) или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также в отношении иной финансовой информации.
Оказание сопутствующих аудиту услуг имеет иные цели, в число которых не может входить выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Результатом аудита является аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности). Аудиторское заключение должно соответствовать требованиям ч. 2, 3 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности. Если предметом договора является оказание сопутствующих услуг, то по итогам проверки будет составлен отчет или иной документ, не имеющий статуса аудиторского заключения.
Например, по результатам выполнения задания по компиляции практикующий специалист составляет отчет в письменном виде, который должен содержать определенные элементы.
Согласование предмета договора о проведении аудита
Для согласования условия о предмете необходимо определить, какие именно действия (деятельность) обязан совершить аудитор. Рекомендуем руководствоваться условиями аудиторского задания, которые должны быть отражены в письме-соглашении об условиях аудиторского задания или оформлены иным письменным соглашением в надлежащей форме. Они, в частности, включают (п. 10 МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий”):
- цель и объем аудита финансовой отчетности;
- обязанности аудитора;
- описание предполагаемой формы и содержания заключений и отчетов, которые должен выпустить аудитор, а также заявление о том, что возможны обстоятельства, при которых заключение или отчет аудитора может отличаться от ожидаемого по форме и содержанию.
Предмет договора об оказании платных медицинских услуг
Оказание платных медицинских услуг регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее в тексте раздела – Закон об охране здоровья), а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее в тексте раздела – Правила).
По смыслу ст. 779 ГК РФ предметом договора оказания услуг является совершение действий или осуществление определенной деятельности исполнителем.
Согласно п. 10 ст. 2 Закона об охране здоровья медицинская деятельность – это, в частности, профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об охране здоровья медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В свою очередь медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 Закона об охране здоровья).
Абзац 2 п. 2 Правил определяет платные медицинские услуги как услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
В силу ст. 17 Правил перечень медицинских услуг должен быть указан в договоре.
Таким образом, для согласования условия о предмете в договоре оказания платных медицинских услуг необходимо перечислить конкретные медицинские услуги, оказываемые исполнителем. В договоре можно также указать вид медицинской помощи, в рамках которой предоставляются услуги.
Наименование и объем оказываемых услуг определяются на основании стандартов медицинской помощи, которые разрабатываются в соответствии с Номенклатурой услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н “Об утверждении номенклатуры медицинских услуг”. Стандарт устанавливается для конкретных видов заболевания и представляет собой усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий и др. (п. 4 ст. 37 Закона об охране здоровья). Минздравом России утвержден, например, Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при гриппе легкой степени тяжести (см. Приказ от 09.11.2012 N 757н), а также ряд других стандартов.
Стандарты медицинской помощи содержат средние показатели, поэтому в п. 4 ст. 84 Закона об охране здоровья, а также в п. 10 Правил предусмотрена возможность отклонения от объема услуг, установленного соответствующим стандартом, в большую или меньшую сторону. Такое отклонение возможно только по просьбе потребителя (пациента). Так, пациент может обратиться за оказанием только отдельных медицинских вмешательств или предоставлением консультаций либо, наоборот, потребовать проведения дополнительного исследования по сравнению с количеством, предусмотренным стандартом.
Соответственно, договор может быть заключен на оказание услуг в полном объеме, предусмотренном стандартом соответствующей медицинской помощи, либо на совершение только тех процедур, предоставление тех консультаций, о которых попросил пациент.
В силу п. 2 Правил договор на оказание медицинских услуг может быть заключен исполнителем:
- с заказчиком (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) в пользу потребителей (физических лиц и их законных представителей);
- непосредственно с потребителем услуг (физическим лицом или его законным представителем). К отношениям исполнителя с потребителем при оказании платных медицинских услуг также применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (п. 8 ст. 84 Закона об охране здоровья).
Исполнителем по договору является медицинская организация, к которой Законом об охране здоровья отнесены юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность на основании лицензии в качестве как основной (уставной), так и не основной деятельности, а также индивидуальные предприниматели (п. 11 ст. 2 Закона об охране здоровья).
Осуществление медицинской деятельности (за исключением деятельности медицинских и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”). Платные медицинские услуги предоставляются исполнителем на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии (п. 3 Правил).
Соответственно, в предмет договора не должны входить услуги, на оказание которых у исполнителя отсутствует лицензия.
Сведения о лицензии исполнителя (номер, дата регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность организации, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа) должны быть указаны в договоре (п. 17 Правил).
Согласно п. 17 Правил в договоре, помимо перечня услуг и сведений о лицензии, должны содержаться и другие положения, в частности:
- о стоимости услуг, сроках и порядке их оплаты;
- об условиях и сроках предоставления услуг;
- об ответственности сторон за невыполнение условий договора;
- о порядке изменения и расторжения договора.
Данные условия прямо не названы существенными, перечень их открыт – стороны могут предусмотреть и другие положения по своему усмотрению. Однако, поскольку в Правилах указано, что эти условия должны быть согласованы в договоре, возникает вопрос: являются ли они существенными на основании абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ? Судебная практика по данному вопросу не сформирована. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуется согласовать все перечисленные в п. 17 Правил условия.