Ответственность юридических лиц

Виды юридических лиц

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям.

В первую очередь они делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Критерий деления – основная цель деятельности.

Основная цель деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут создаваться в виде потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений и других (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

 

Юридические лица также подразделяются на корпоративные и унитарные. Такое деление производится по наличию или отсутствию права участия (членства).

В корпоративных юридических лицах учредители (участники) обладают правом участия (членства). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

 

Учредители унитарных юридических лиц не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). Это: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

 

Гражданско-правовая ответственность юридических лиц (в т.ч. основания, условия и порядок привлечения)

Основанием наступления гражданско-правовой ответственности юридических лиц является нарушение ими гражданских прав, которые в основном носят имущественный характер. Подобная ответственность наступает при одновременном соблюдении следующих условий:

  • противоправность поведения;
  • наличие вреда (убытков) (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 1064 ГК РФ);
  • причинно-следственная связь между нарушением и возникшими убытками;
  • вина нарушителя (в форме умысла или неосторожности). В ряде случаев юридическое лицо можно привлечь к ответственности без его вины: п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 1079, ст. 1095 ГК РФ и др.

 

Среди мер гражданско-правовой ответственности можно назвать:

  • возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ);
  • взыскание неустойки (штрафа, пени) (ст. 330 ГК РФ);
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • компенсацию морального вреда (ст. ст. 151, 1099 – 1101 ГК РФ).

 

Что касается порядка привлечения к ответственности, то таковой предполагает обращение за защитой нарушенного или оспариваемого права к ответчику – юридическому лицу – по правилам искового производства, сформулированным в ГПК РФ или АПК РФ (в зависимости от субъекта обращения и характера требований).

 

 

Административная ответственность юридических лиц (в т.ч. виды административной ответственности, к которой может быть привлечено юридическое лицо, основания, порядок привлечения)

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности является факт совершения им административного правонарушения.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

 

В силу ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. п. 1 – 4, 9 ч. 1 той же статьи, а именно: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

 

При этом административное приостановление деятельности является наиболее строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

 

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

Юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, которые установлены в КоАП РФ и соответствующих законах субъектов РФ.

 

В отношении юридического лица составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ) или выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ).

 

Кроме того, в отношении юридического лица на основании ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

 

Аналогичным образом в силу ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ при проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение юридическим лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если указанное юридическое лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.