Объединение в один лот товаров, работ и услуг при закупке по Закону N 44-ФЗ

При проведении конкурентных процедур объединяйте в один объект закупки различные товары, работы или услуги, если они технологически и функционально связаны между собой.

Но есть исключения, когда даже связанные товары нельзя закупать вместе. К ним относятся, в частности, товары, при закупке которых необходимо предоставлять преференции, или иностранные товары с особенностями допуска. Их нельзя объединять с иными товарами.

Кроме того, не рекомендуем закупать совместно работы или услуги, для которых необходимы разные лицензии либо членство в разных СРО.

 

 

Как определить технологическую и функциональную связь в объекте закупки

Объект закупки – это товары, работы или услуги, которые вы приобретаете по результатам процедуры. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако закупка без технологической и функциональной связи повлечет нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Для каждой закупки нужно определить, существует ли такая связь между товарами, работами и услугами и не ограничит ли такое объединение конкуренцию.

Например, вы можете объединить закупку ПО и услуг по его сопровождению. А поставку компьютерной техники и приобретение не связанных с ней как с носителем неисключительных прав на использование программ объединять нельзя.

Кроме того, обращайте внимание, относятся ли закупаемые товары, работы, услуги к одному товарному рынку, не нужны ли для этого разные лицензии или СРО. К таким случаям, например, относится закупка ОСАГО совместно с другими видами страхования. Подобное объединение влечет ограничение количества участников, так как для этого нужны разные лицензии.

 

Когда связанные товары нельзя объединять в одну закупку

Не объединяйте в один лот технологически и функционально связанные товары, работы или услуги, в частности, в следующих случаях:

1)   вы закупаете товары, для которых установлены особые условия допуска в случае поставки их из иностранных государств. Вы не можете включить в один лот товары, на которые распространяются такие условия, и иную продукцию. Учтите, что ограничение относится именно к товарам, вы можете включить в такую закупку сопутствующие поставке услуги;

2)   товар попадает под ограничения на закупку иностранной радиоэлектроники. Не объединяйте товары, включенные в Перечень такой радиоэлектроники, с товарами, которые в него не входят. Данное ограничение действует до 01.09.2021 (п. п. 7, 13 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878);

3)   товар подпадает под ограничения на закупку иностранных медизделий. Не объединяйте товары, включенные в соответствующие Перечни, с товарами, которые в них не включены (п. 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102);

4)   установлены преференции организациям инвалидов. Не объединяйте в одну закупку товары, работы, услуги из специального Перечня, по которому предоставляются преимущества организациям инвалидов, с не включенной в него продукцией (п. 5(1) Постановления N 341);

5)   вы закупаете определенные категории лекарственных средств. Например, нельзя закупать вместе с другими препаратами лекарство, у которого нет эквивалента по лекарственной форме и дозировке, а также наркотическое, психотропное, радиофармацевтическое лекарство. Их можно объединить с другими лекарствами, только если НМЦК (максимальное значение цены контракта) будет не более 1 тыс. руб. (п. 2 Постановления N 929).

 

 

Когда строительство можно объединить в один лот с проектированием

Объединить в один лот (предмет закупки) работы по строительству и работы по проектированию можно, только если:

1)   вы заключаете контракт жизненного цикла в случаях, предусмотренных Правительством РФ. При этом предметом контракта является поставка товара или выполнение работ (в том числе проектирование объекта капстроительства, конструирование товара, являющегося результатом работ), обслуживание, при необходимости эксплуатация, ремонт и (или) утилизация поставленного товара или созданного объекта капстроительства либо товара;

2)   вы закупаете одновременно работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства (ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие контракты заключаются только на основаниях, установленных Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563. Этот документ не применяется, когда заключают контракт на разработку рабочей документации и строительство объекта капстроительства на основании ранее подготовленной проектной документации;

3)   вы закупаете одновременно работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства из перечня, утвержденного соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией (ч. 55, 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капстроительства в составе документов закупки обязательно должна быть проектная документация. Исключение составляют два случая (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ):

  • подготовка проектной документации по законодательству не требуется;
  • работы закупаются согласно ч. 16, 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, объединение проектных и строительных работ в случаях, когда это не предусмотрено, не соответствует п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ и может содержать признаки ограничения конкуренции.

 

Когда строительство можно объединить в один лот с поставкой и монтажом оборудования

Объединять строительные работы в один лот (предмет закупки) с поставкой и монтажом оборудования можно, только если оборудование неразрывно связано со строительством и его последующий монтаж невозможен без изменения спроектированных конструктивных решений объекта. 

Если контракт заключается по ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и согласно проектной документации объекта капстроительства для его эксплуатации нужно оборудование, заказчик может объединить работы с поставкой оборудования.

В других случаях такое объединение может быть признано нарушением ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Дело в том, что строительные работы и поставка оборудования относятся к разным рынкам, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов. Кроме того, чтобы поставить оборудование, поставщику не требуется специальная правоспособность, а для выполнения строительных работ подрядчик по общему правилу должен быть членом СРО.