Частный сервитут: как установить, зарегистрировать

Содержание

Как установить частный сервитут на земельный участок

Частный сервитут: как установить, зарегистрироватьЧтобы установить такой сервитут, заключите соглашение о нем. Включите в соглашение предмет, размер платы, срок и другие условия, которые посчитаете нужными.

Если соглашение о сервитуте не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, обратитесь в суд. Суд установит сервитут, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. Если сервитут устанавливает суд, то он определяет его условия.

По общему правилу сервитут должен быть зарегистрирован в ЕГРН в порядке, предусмотренном законом (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

 

 

Когда и в каком порядке можно установить частный сервитут на земельный участок

Если вы не можете пользоваться своей недвижимостью без использования чужого земельного участка, то на него можно установить частный сервитут. В частности, сервитут может быть нужен:

  • для прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации.

 

Вы можете потребовать установления сервитута, если владеете недвижимостью на определенных вещных правах, например: на правах собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования (п. п. 1, 4 ст. 274 ГК РФ).

Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, заключите с ним соглашение об этом. Если участок в публичной собственности, заключите соглашение с тем, кому он предоставлен на определенном в законе праве (п. 6 ст. 274 ГК РФ, ст. 39.24 ЗК РФ).

Если же договориться не удалось, то для установления сервитута вам нужно обратиться в суд.

 

 

Как составить соглашение об установлении сервитута на земельный участок

Обязательно включите в соглашение его предмет, то есть укажите, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

 

Если сервитут устанавливается в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включите в соглашение условия, указанные в п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ. К ним относятся:

1)   кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2)   учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением ряда случаев, например, если сервитут устанавливается в отношении всего земельного участка;

3)   сведения о сторонах соглашения (полное наименование, ОГРН, ИНН);

4)   цели и основания установления сервитута;

5)   срок действия сервитута;

6)   размер платы;

7)   права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8)   обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату;

9)   обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Эти условия целесообразно включить в соглашение и в случае установления сервитута в отношении участка, находящегося в частной собственности. Тем более что некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке сервитута, о лице, в пользу которого установлен сервитут, и др. (п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

Условия сервитута должны быть наименее обременительными для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

 

 

Как установить частный сервитут на земельный участок в судебном порядке

Для этого нужно подготовить и подать в суд исковое заявление об установлении частного сервитута. При этом досудебный порядок соблюдать не надо, поскольку закон этого не предусматривает (см. Позицию Верховного Суда РФ). Однако, если предложение собственнику земельного участка установить сервитут вы оформляли в виде требования (претензии), ее нужно приложить к иску. Это связано с необходимостью подтвердить, что до суда соглашение о сервитуте не достигнуто (ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ).

При обращении в суд важно помнить, что сервитут будет установлен, только если нет других вариантов удовлетворить нужды истца (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Сервитут должен быть для вас единственной возможностью обеспечить нормальное использование недвижимости. Если лицо, требующее установить сервитут, не может полноценно пользоваться недвижимостью только из-за своих действий, а не по объективным причинам, суд откажет в установлении сервитута.

 

Важно знать!  Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Учтите, что суд не установит сервитут, если из-за него собственник обремененного участка не сможет использовать свой земельный участок в соответствии с разрешенным использованием .

Если суд удовлетворит ваше требование, то он определит условия установления сервитута, в частности условие о плате и сроке действия.

 

 

Как составить и подать иск об установлении частного сервитута

Составьте иск в соответствии с общими требованиями к содержанию и форме, установленными ст. 125 АПК РФ или ст. 131 ГПК РФ, в зависимости от того, в какой суд (арбитражный или общей юрисдикции) вы обращаетесь.

Обоснуйте, чем вызвана необходимость установить сервитут и как его отсутствие лишает вас возможности пользоваться собственной недвижимостью. Приведите в иске сведения об участке, в отношении которого нужно установить сервитут, цель установления сервитута, размер предлагаемой платы, срок действия сервитута и другие условия, на которых вы хотите установить сервитут. Укажите на тот факт, что вы обращались к собственнику земельного участка с предложением установить сервитут, но соглашения не достигли.

Приложите к иску документы, указанные в ст. 126 АПК РФ или ст. 132 ГПК РФ. Если для подтверждения обоснованности своего требования вы заказывали оценку, то приложите к иску ее результаты.

Уплатите госпошлину в размере, установленном пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче иска в суд общей юрисдикции или пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче иска в арбитражный суд.

Подайте иск в суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого вы хотите установить сервитут (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ, ч. 1 ст. 38 АПК РФ).

 

 

Как определить размер платы за частный сервитут на земельный участок

Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута либо судом. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

В ряде случаев размер платы за сервитут может быть предусмотрен нормативно-правовым актом. В этом случае нужно руководствоваться им. Как правило, это касается участков, находящихся в публичной собственности. Например, если сервитут устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

 

Определение размера платы в соглашении об установлении сервитута

Обычно размер платы соответствует той сумме, которую мог бы получить собственник обременяемого участка, если бы участок не был обременен сервитутом. Например, возможной величине платы за аренду участка, используемого для проезда и прохода.

 

При определении размера учитывают, в частности:

  • затраты собственника участка в связи с установлением сервитута или расходы по организации проезда, сносу ограждений, соблюдению пропускного режима;
  • степень неудобств в связи с установлением сервитута;
  • характер и интенсивность использования участка лицом, в интересах которого установлен сервитут;
  • срок сервитута.

Нередко при определении размера платы за сервитут за основу берут отчет независимого оценщика о рыночной величине платы за сервитут.

 

 

Определение размера платы за сервитут в судебном порядке

Если сервитут устанавливается в судебном порядке, то суд обычно назначает экспертизу (самостоятельно или по требованию сторон) и определяет размер платы за установление сервитута на основании экспертного заключения.

При определении платы суд учитывает, в частности:

  • разумные затраты собственника участка в связи с ограничением его права, или прекращением его обязательств перед третьими лицами, или созданием условий для реализации сервитута;
  • интенсивность предполагаемого использования участка (например, интенсивность движения транспорта по участку);
  • характер неудобств, испытываемых собственником участка, обремененного сервитутом (например, шум и пыль от транспорта);
  • долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади участка;
  • срок установления сервитута;
  • степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком;
  • материальную выгоду, которую приобретает лицо, в интересах которого устанавливается сервитут.

 

На какой срок устанавливается частный сервитут

Срок сервитута определяют стороны в соглашении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). Если они не договорились об установлении сервитута, этот срок определяет суд при разрешении спора об установлении сервитута.

Выбор продолжительности действия сервитута зависит от нужд в использовании обременяемого земельного участка и возможностей его собственника.

Например, если вы устанавливаете сервитут в целях проведения ремонтных работ, то срок сервитута целесообразно определить в соответствии со сроками (длительностью) их выполнения.

 

Если вы хотите установить сервитут, например, для проезда через соседний земельный участок, поскольку другой дороги нет, целесообразно установить более продолжительный срок.

В некоторых случаях закон ограничивает срок действия сервитута. Например, арендатор публичного земельного участка, который обременяется сервитутом, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды (п. 7 ст. 23, п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).

 

 

Как зарегистрировать частный сервитут

За регистрацией частного сервитута может обратиться как лицо, права которого ограничиваются, так и лицо, которое приобретает право ограниченного пользования земельным участком. Они могут обратиться и оба.

Чтобы зарегистрировать частный сервитут, вам нужно: правильно оформить заявление, подготовить комплект необходимых документов и уплатить госпошлину.

После этого удобным для вас способом подайте заявление и документы на госрегистрацию. В подтверждение регистрации сервитута как вещного права орган регистрации прав выдаст выписку из ЕГРН. Если сервитут зарегистрирован по соглашению, то на нем также будет проставлена специальная регистрационная надпись.

 

Важно знать!  Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

 

В каких случаях нужно регистрировать частный сервитут

На необходимость госрегистрации сервитута на земельный участок указано в п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ и ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости.

Однако вы можете не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
  • его срок составляет менее трех лет;
  • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).

 

 

Кто может обратиться за госрегистрацией частного сервитута

За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц (ч. 1 ст. 52 Закона о госрегистрации недвижимости):

1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка (п. 121 Порядка ведения ЕГРН);

2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права (п. 120 названного Порядка).

Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.

 

Отметим, что госрегистрация частного сервитута может проводиться:

  • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут ( п. 7 ч. 4 ст. 14 , ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости);
  • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при госрегистрации сервитута без одновременного кадастрового учета ( п. 5 ч. 1 ст. 15 , ч. 4 ст. 44 названного Закона).

 

Как заполнить заявление для госрегистрации частного сервитута

Каждый из заявителей должен заполнить заявление о госрегистрации прав на недвижимость. Оно оформляется в общем порядке. При этом обратите внимание на особенности заполнения заявления при госрегистрации сервитута. Знаки “V” нужно проставить:

1) в графе 3.3 заявления;

2) в реквизите 4 напротив графы “земельный участок”;

3) в реквизите 6 в графе:

  • “права”, при этом укажите его вид – сервитут, если обращается лицо, в пользу которого он устанавливается;
  • “ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости”, при этом укажите “сервитут”, независимо от того, кто обращается с заявлением.

Реквизит 5 “В части государственного кадастрового учета осуществить” заполнять не нужно. Это не потребуется и в случае, если нужно зарегистрировать сервитут на часть земельного участка, которая не поставлена на кадастровый учет, поскольку его кадастровый учет проводится без заявления ( ч. 4 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).

 

 

Какие документы необходимы для госрегистрации частного сервитута

Для этого потребуются ( ч. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости):

1) правоустанавливающие документы:

  • соглашение об установлении сервитута ( п. 2 ч. 2 ст. 14 названного Закона).

Его нужно представить в следующем количестве экземпляров ( ч. 3 ст. 21 указанного Закона):

  • не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
  • не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.

На практике, как правило, предоставляется дополнительный подлинный экземпляр, который остается в Росреестре. Только в этом случае вы, при необходимости, сможете получить его копию (п. 27 Порядка предоставления сведений из ЕГРН).

Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание (пп. 2, 3 ч. 12 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости);

  • решение суда, вступившее в законную силу (п. 5 ч. 2 ст. 14 названного Закона).

Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре (ч. 5 ст. 21 названного Закона);

2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (директора). Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным (ч. 5 ст. 21 указанного Закона);

3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов госвласти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной копии (ч. 5 ст. 21, ч. 2 ст. 52 Закона о госрегистрации недвижимости).

Если одновременно проводится госрегистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка (п. 7 ч. 2 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 22 названного Закона).

План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии что не изменились ее границы (ч. 2 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).

 

При подаче документов учитывайте, что:

  • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для госрегистрации прав;
  • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.

 

В каком размере уплачивается госпошлина за регистрацию частного сервитута

Размер пошлины за госрегистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
  • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

Срок уплаты госпошлины зависит от способа подачи документов на госрегистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):

1) до подачи документов – если они подаются лично или направляются по почте;

2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению – если они подаются в электронной форме.

Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.

 

Кто должен уплатить госпошлину за регистрацию сервитута

Уплатить ее должен тот, кто обращается за госрегистрацией (пп. 1 п. 2 ст. 333.17, п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом госвласти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет (ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Обратите внимание, что, если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за госрегистрацией будет физлицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.

 

Пример распределения госпошлины

Организация и ИП обращаются за регистрацией сервитута. Размер госпошлины для организаций составляет 6 000 руб., для физлиц – 1 500 руб. Организация должна заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. (6 000 / 2 (количество заявителей)), а ИП – 750 руб. (1 500 / 2).

 

 

Какие реквизиты нужно указать в платежном поручении

Необходимо привести реквизиты управления Росреестра по субъекту РФ, которое будет проводить госрегистрацию. Это следует из п. 3 ст. 333.18 НК РФ.

При заполнении платежного документа укажите следующий КБК:

  • 321 1 08 07020 01 1000 110, если документы подаются в Росреестр;
  • 321 1 08 07020 01 8000 110 – при их подаче через МФЦ.

Реквизиты для оплаты можно узнать в управлении Росреестра по субъекту РФ либо в МФЦ, также они размещены на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).

 

 

Как подать заявление и документы на госрегистрацию частного сервитута

Документы для госрегистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимость.

 

 

В какой срок регистрируется частный сервитут и чем подтверждается его госрегистрация

Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости):

Ситуация Срок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты через МФЦ
Регистрация сервитута 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Регистрация сервитута на основании нотариально удостоверенного соглашения 3 рабочих дня 5 рабочих дней
Регистрация на основании нотариально удостоверенного соглашения при его подаче в электронном виде В течение следующего рабочего дня
Одновременное проведение кадастрового учета части земельного участка и госрегистрации сервитута 10 рабочих дней 12 рабочих дней

 

Учитывайте, что при выявлении соответствующих оснований госрегистрация будет приостановлена.

В подтверждение госрегистрации сервитута как вещного права, то есть если за его регистрацией обратилось лицо, в пользу которого он установлен, выдается выписка из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости).

 

Если сервитут зарегистрирован на основании соглашения о его установлении, то в нем будет проставлена специальная регистрационная надпись. Документы вам выдадут или направят тем способом, который вы указали в заявлении.

 

Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7_1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
(Пункт дополнительно включен со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 247-ФЗ.
____________________________________________________________________
Пункт 7_1 части 2 настоящей статьи действует до 1 января 2035 года - см. пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.
____________________________________________________________________

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2018 года Федеральным законом от 3 апреля 2018 года N 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10 части 5 настоящей статьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8-10 части 5 настоящей статьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

5. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2018 года Федеральным законом от 3 апреля 2018 года N 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 315-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;

10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ)

11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ)

Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости

1. Государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

2. В случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.

3. Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

4. Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.

5. Если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

6. Государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута.
(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ)

Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав

1. При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

1) собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;

1_1) органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ)

____________________________________________________________________

До 1 января 2019 года положения пункта 1_1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках - пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

____________________________________________________________________ 

2) лица, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный искусственный земельный участок;

3) собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости;

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;

6) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

7) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

2. При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:

1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2018 года Федеральным законом от 3 апреля 2018 года N 60-ФЗ.

2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом;

6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

3. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:

1) лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;

2) правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

3) сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

4) правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона;

5) нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

4. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

5. В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

5_1. Государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
(Часть дополнительно включена с 11 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ)

6. В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Союзному государству, от его имени вправе выступать органы Союзного государства или органы государственного управления государств - участников Союзного государства, уполномоченные в порядке, установленном международным договором.

7. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.

8. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

1. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2017 года N 328-ФЗ.

2. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

3. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

4. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

5. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

6. Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

7. Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

8. При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

9. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица. Заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе.

10. В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

11. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.

12. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

1) подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

2) сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

3) доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

4) к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

13. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе такие заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа, при этом документы в форме документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронного документа или электронного образа документа возвращаются заявителю после осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению в реестровое дело оформленных в форме документов на бумажном носителе заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах). Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.

14. Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 настоящей статьи.

15. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

16. При получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должностное лицо органа регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

17. Заявитель уведомляется о приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в том числе с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты:

1) при личном обращении в орган регистрации прав и к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме - в виде расписки непосредственно при приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или посредством отправления в электронной форме - в течение рабочего дня, следующего за днем приема органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

18. Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав не должны превышать один рабочий день.

19. Прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых посредством личного обращения в орган регистрации прав нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, осуществляется в день такого обращения.

20. Орган регистрации прав в день поступления заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, уведомляет правообладателя об указанном заявлении в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

2. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

3. Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:

1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

4. Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

5. Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

6. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

7. В случае представления для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

1) в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 338-ФЗ.

2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.

8. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

9. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

10. Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

11. В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа. При представлении нотариусом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в орган регистрации прав в форме:

1) электронного документа, удостоверенного (выданного, совершенного) нотариусом в электронной форме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или в соответствии со статьей 103_8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I;

2) электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 338-ФЗ.

Статья 22. Требования к межевому плану

1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

2. В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

4. Часть утратила силу с 1 января 2017 года - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ..

5. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

6. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

7. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

8. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

9. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2019 года Федеральным законом от 17 июня 2019 года N 150-ФЗ.

11. Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60_2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280 - ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ.

1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ.

2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.