Навязывания услуг

В погоне за увеличением прибыли продавцы/исполнители предлагают потребителю, наряду с основным товаром или услугой, приобрести дополнительные. К самым распространенным случаям можно отнести покупку техники или мебели, к которым прилагаются обязательные услуги по их установке, или банковские услуги, сопровождающиеся обязательным страхованием. И если зачастую потребитель с готовностью соглашается на предложенные ему дополнительные услуги, то в ряде случаев его к этому понуждают.

 

 

 

Понятие навязывания услуг

Российское законодательство не содержит определения такого понятия, как навязывание услуг. Однако содержание ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей) позволяет сделать вывод, что навязывание услуг – это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Навязывание услуг запрещено законом.

 

Законодательный запрет на навязывание услуг выражается также в запрещении:

  • обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров/работ/услуг (абз. 2 ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей);
  • выполнять дополнительные платные услуги без письменного согласия потребителя (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

 

 

Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют.

 

Законодатель не указал признаки, по которым оказываемая потребителю услуга может быть признана навязанной. Понять это можно на примере банковских кредитов, оформляемых при условии страхования клиентами жизни и здоровья. В ч. 2 ст. 935 ГК РФ указано, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Такое условие предоставления кредита может быть оговорено только в договоре, т.е. согласовано сторонами (ст. 421 ГК РФ).

 

Не является нарушением возложение на потребителя обязанности по страхованию при наличии альтернативных условий получения кредита, например в виде повышенного процента. В данном случае страхование выступает в качестве способа обеспечения исполнения клиентом банка его обязательств по погашению кредита, право на который предоставлено банку ч. 1 ст. 329 ГК РФ.

 

Если же предоставление кредита ставится в зависимость от страхования и не заключившему договор страхования потребителю не выдают кредит на других условиях или при заключении договора страхования клиента банка ограничивают в выборе страховой компании, настаивая на страховщике – партнере банка, соответствующие условия договора могут быть оспорены в суде, как нарушающие требования законодательства о защите прав потребителей.

 

 

Ответственность за навязывание услуг

Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе ч. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (ч. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

 

Условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей, являются ничтожными.

 

Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Поскольку навязывание услуг подразумевает включение в договор, заключаемый между продавцом и потребителем, условий, ущемляющих права потребителя (в т.ч. на свободный выбор товаров), установленные законодательством о защите прав потребителей, соответствующие действия продавца влекут административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

 

Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель:

  • письменно подтвердил свое согласие;
  • не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.

 

За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к ответственности.