Пожизненное наследуемое владение земельным участком

Понятие права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Исходя из содержания ст. ст. 131 и 216 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком наряду с правом собственности является вещным правом, подлежащим государственной регистрации. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может принадлежать только гражданину, что следует из вышеназванных норм, а также из положения ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ), согласно которому право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Кроме того, данное утверждение подтверждается выводами, содержащимися в пп. “б” п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” (далее – Постановление Пленума ВС РФ), о том, что наследниками земельного участка, принадлежавшего наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, могут быть только граждане, при этом включение в завещание распоряжения относительно такого земельного участка в пользу юридического лица влечет в этой части недействительность завещания.

 

Следует отметить, что рассматриваемый вид права был введен Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми Верховным Советом СССР 28.02.1990, и являлся переходным этапом формирования частной собственности на земельные участки.

 

При этом в отличие от права собственности на земельные участки право пожизненного наследуемого владения земельным участком является ограниченным по объему, поскольку распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству (ст. 267 ГК РФ).

 

 

Режим использования

Изначально согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, утратившим силу в связи с принятием в 2001 году ЗК РФ, в пожизненное наследуемое владение земля предоставлялась гражданам для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачного строительства, а также в случае получения по наследству или приобретения жилого дома и для традиционных народных промыслов (ст. 20).

 

Действующим законодательством, в частности ст. 265 ГК РФ, предусмотрено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Вместе с тем ЗК РФ не содержит оснований приобретения земельного участка на праве пожизненно наследуемого владения, кроме как на основании наследования.

 

При этом согласно ст. 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Таким образом, унаследовав земельный участок, принадлежащий ранее наследодателю на праве пожизненно наследуемого владения, его наследник вправе осуществлять только права владения и пользования, что в целом затруднит вовлечение соответствующего земельного участка в хозяйственный оборот.

Статьей 1181 ГК РФ установлено, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

 

Пунктом 74 Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам – доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (п. 2 ст. 266 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 53 ЗК РФ предусмотрена возможность отказа от права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

 

 

Есть ли необходимость переоформления права пожизненного наследуемого владения?

Согласно положениям ст. 3 Закона N 137-ФЗ право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается, что следует из п. 3 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

 

Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК на праве пожизненного наследуемого владения, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. С момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения прекращается (п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

 

Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства до дня введения в действие ЗК РФ, в том числе на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется на основании документов, указанных в ст. 49 указанного Закона.

 

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что законодатель, хотя и не установил четких сроков по переоформлению права пожизненно наследуемого владения на земельный участок, но таким образом создал правовую базу, что владельцы земельных участков, принадлежащих им на рассматриваемом праве, в большей степени заинтересованы в скорейшем переоформлении его на право собственности.

 

 

 

Основания и порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения

 

  1. В случае отказа землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок действует следующий порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения:

1) подается заявление об отказе от права на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ;

2) в месячный срок со дня получения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком; копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок (п. п. 3, 4 ст. 53 ЗК РФ).

  1. Принудительное прекращение права при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 54 ЗК РФ:

1) использование земельного участка с нарушением требований законодательства РФ фиксируется по результатам государственного земельного надзора с составлением акта проверки и приложением к нему предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 7 ст. 71 ЗК РФ);

2) в случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ (п. 9 ст. 71 ЗК РФ);

3) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, после получения информации и документов, указанных в п. 9 ст. 71 ЗК РФ, направляет в суд требование об изъятии земельного участка (п. 6 ст. 54 ЗК РФ).

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания) (п. 1 ст. 54 ЗК РФ).

  1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается соответствующим уполномоченным органом (федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ст. 56.2 ЗК РФ).

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд должно соответствовать установленным законодательством условиям (ст. 56.3 ЗК РФ).

Принятию решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может предшествовать заявление ходатайства заинтересованной организации (ст. 56.4 ЗК РФ).

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, уполномоченный орган проводит процедуру выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.5 ЗК РФ).

 

Далее уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.6 ЗК РФ).

После принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган осуществляет подготовку соглашения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Если решение принималось по ходатайству заинтересованной организации, то подготовка соглашения осуществляется совместно (ст. 56.7 ЗК РФ). Данное соглашение должно иметь соответствующее содержание (ст. 56.9 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ определяется размер возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (ст. 56.10 ЗК РФ).

 

Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 56.11 ЗК РФ).

В случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территорий, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, применяется особый порядок, установленный ст. 56.12 ЗК РФ.