Как составить претензию к поставщику
Составьте претензию в письменной форме. Опишите со ссылками на договор и закон нарушение и как вы его обнаружили.
Важно четко определить требование к поставщику в зависимости от нарушения. Подтвердите его документами. Установите срок для исполнения требования – так вы сможете быстрее подать иск в суд, если поставщик его не исполнит.
В претензии за нарушение сроков поставки укажите срок, в который надо было поставить товар, рассчитайте просрочку. Выбор требования зависит от того, внесли ли вы предоплату. При поставке товара с дефектом укажите требования к качеству товара и как оно нарушено. Выбор требования будет зависеть от того, существенные ли у товара недостатки.
В какой форме составить претензию
Составьте претензию в письменной форме, чтобы ее можно было направить поставщику и получить доказательства ее получения. Это поможет вам подтвердить в суде соблюдение досудебного претензионного порядка, когда вы требуете у поставщика возврата оплаты за товар или уплаты денежных санкций или если такой порядок для вас установлен договором или законом (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ).
Подписать претензию должен руководитель или уполномоченное доверенностью лицо. Рекомендуем составить претензию на фирменном бланке и удостоверить печатью, если у вас она есть.
Какие сведения указать в претензии
Специальных требований к содержанию претензии в законодательстве нет. На практике претензия обычно состоит из шапки (вводной части), названия (“претензия”), описательной части (обстоятельств нарушения), требований к поставщику, списка приложений и подписи уполномоченного с вашей стороны лица.
Если вы составляете претензию за нарушение срока поставки или претензию при поставке некачественного товара, то руководствуйтесь общими принципами составления претензии с учетом особенностей для описательной части (какие требования выбрать и как их обосновать).
Шапка (вводная часть)
В шапке претензии укажите:
- адресата. Им всегда будет то лицо, которое указано в договоре как поставщик, ваш контрагент, даже если по вопросам поставки вы контактируете с разными лицами, которые входят в одну группу компаний. Если вы направите претензию не тому лицу, претензионный порядок не будет соблюден. Если это был обязательный порядок в силу закона, суд оставит иск без движения и (или) возвратит его либо оставит иск без рассмотрения, если он уже был принят к производству (ч. 1, 2, 4 ст. 128, п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).Адресовать претензию вы можете и юрлицу, и его руководителю. Укажите организационно-правовую форму поставщика, наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес места нахождения, контактный номер телефона, адрес электронной почты. Если ваш поставщик – ИП, укажите его фамилию, имя и отчество, ОГРНИП, ИНН, адрес места жительства;
- данные вашей организации (организационно-правовую форму, наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес места нахождения, контактный номер телефона, адрес электронной почты);
- дату и исходящий номер претензии.
Описательная часть
Содержание этой части претензии зависит от того, какое нарушение допустил поставщик.
Укажите в описательной части:
- реквизиты договора поставки (название, дату заключения, номер);
- в чем состоит нарушение обязательств поставщиком, с указанием пункта договора и нормы закона. Например, если поставщик поставил товар в несогласованном ассортименте, опишите, какой ассортимент и в каком разделе договора был согласован и как именно нарушил ассортимент поставщик;
- при каких обстоятельствах обнаружено нарушение (кем, как, когда). Это поможет обосновать требование и подтвердить, что вы обнаружили нарушение в нужный срок. Например, ненадлежащее количество товара важно обнаружить при приемке и сразу уведомить поставщика ( п. 2 ст. 513 ГК РФ);
- доказательства нарушения. Это могут быть, например, накладные с датами приемки или документы, которые вы составили, чтобы зафиксировать нарушение (акты, заключения).
Требования к поставщику
Эта часть претензии для вас ключевая. Именно в ней вы пишете поставщику, что именно хотите у него потребовать в связи с тем, что он нарушил свои обязательства по договору.
Четко сформулируйте требование на основе права, которое вам предоставляет закон или договор, и подкрепите его ссылкой на соответствующие нормы. Если вы требуете возврата денег, укажите точную сумму. Если вы не включите в претензию конкретное требование, а обязательный претензионный порядок предусмотрен законом, суд может решить, что вами он не соблюден, и оставит иск без движения и (или) вернет его либо оставит без рассмотрения, если он был принят к производству (ч. 1, 2, 4 ст. 128, п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Установите поставщику срок для удовлетворения требования, если он не закреплен в договоре. Если срока в договоре нет и вы не установите его в претензии, то иск в суд по требованиям с обязательным досудебным порядком можно подать только по истечении срока, который установлен законом. Например, по денежному требованию понадобится ждать 30 календарных дней со дня направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Сколько требований можно предъявить поставщику
В зависимости от нарушения вы можете предъявить поставщику как одно, так и несколько требований одновременно или в определенной последовательности. Основные из них – это меры ответственности (убытки, неустойка). Вы также можете заявить и другие требования, которые направлены на то, чтобы понудить поставщика надлежаще исполнить обязанность (например, доукомплектовать товар).
В частности, вы можете предъявить поставщику:
- одно требование. Например, если поставщик не передал вам относящиеся к товару документы, то вы вправе потребовать передачи этих документов в разумный срок ( ст. 464 ГК РФ). Или вы требуете уплатить договорную неустойку за просрочку поставки товара;
- одно требование по вашему выбору из перечня, который закреплен законом или договором. Так, если вам поставили товар с недостатками, в претензии при поставке некачественного товара вы вправе на выбор потребовать: соразмерно уменьшить цену, безвозмездно устранить недостатки или возместить вам расходы на их устранение ( п. 1 ст. 475 ГК РФ);
- несколько требований одновременно. К примеру, вам не передали товар в срок, а вы внесли предоплату. По общему правилу в претензии за нарушение сроков поставки вы можете потребовать ее возврата и одновременно уплаты на нее процентов по ст. 395 ГК РФ (п. п. 3, 4 ст. 487 ГК РФ);
- несколько требований последовательно. Например, если поставщик поставил вам некомплектный товар, вы можете потребовать в разумный срок доукомплектовать товар, если иное не установлено договором или не вытекает из существа обязательства (п. п. 1, 3 ст. 480 ГК РФ). И если поставщик в разумный срок не доукомплектует товар, то вы по общему правилу вправе требовать замены некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных денег ( п. 2 ст. 480 ГК РФ).
Какие документы приложить к претензии
К претензии рекомендуем приложить:
- копию договора поставки;
- заверенную руководителем копию документа, который подтверждает полномочия подписавшего ее лица (протокол об избрании руководителя, доверенность);
- копии документов, которые подтверждают нарушение и обосновывают ваши требования. В зависимости от нарушения и выбранного требования это могут быть копии документов об оплате вами товара, товарные накладные, акты приемки или технические акты, расчеты неустойки, процентов по ст. 395 ГК РФ, убытков;
- копии документов, подтверждающих переписку с поставщиком, в частности ваших извещений о нарушениях, которые вы направляли ему в порядке п. 1 ст. 483 ГК РФ.
Как составить претензию к поставщику за нарушение сроков поставки
Претензию к поставщику за нарушение сроков поставки составьте в соответствии с общими требованиями к форме этого документа и сведениям, которые он должен содержать. Срок для исполнения требования установите по общему правилу.
В описательной части уточните ряд моментов, в частности, какой срок установлен для поставщика и сколько составила просрочка. Учтите, что выбор требования зависит от того, вносили ли вы предоплату.
Описательная часть претензии при нарушении срока поставки
В описательной части после реквизитов договора укажите, какой срок поставки установлен договором, со ссылкой на его пункт. Если в договоре срока нет, определите его по правилам ст. 508 ГК РФ для поставки товара партиями или по правилам ст. 314 ГК РФ, если партий не предполагается.
Если вы уже внесли за товар предоплату, напишите об этом, указав сумму, дату и номер счета и платежного поручения.
Укажите, в какую дату товар был фактически вам передан – со ссылкой на документ с этой датой (например, товарная накладная). Если товар еще не передан – укажите, что товар в нарушение сроков, которые установлены договором или законом, до момента предъявления претензии так и не передан.
Рассчитайте и отразите в претензии количество дней просрочки со дня, который следует за днем истечения срока поставки, до дня передачи вам товара или, если товар так и не передан, до дня составления претензии.
Требования к поставщику при нарушении срока поставки
Обратите внимание, что требования при просрочке поставки зависят не только от вашего выбора из предоставленных законом и договором прав, но и от того, как оплачивается товар – с предоплатой или без.
Если предоплата не предусмотрена и вы должны оплатить товар после его передачи, то по общему правилу вы можете, например, потребовать уплатить неустойку за просрочку поставки, если она установлена законом или договором ( п. 1 ст. 330 , ст. 521 ГК РФ).
Если вы внесли предоплату, то по общему правилу вы, например, вправе потребовать по своему выбору:
- вернуть предоплату и уплатить проценты по ст. 395 ГК РФ на сумму предоплаты со дня, когда вам должны были передать товар, до дня возврата предоплаты (п. п. 3, 4 ст. 487 ГК РФ);
- передать вам оплаченный товар и уплатить неустойку за просрочку поставки, если она установлена законом или договором (п. 3 ст. 487, п. 1 ст. 330 , ст. 521 ГК РФ).
Если вы требуете уплаты неустойки или процентов, рассчитайте их размер. Укажите в претензии условие договора или норму закона, которыми установлена неустойка, ее размер и порядок исчисления.
Какие документы приложить к претензии
Приложите к претензии документы, которые обычно требуются. Также к такой претензии важно приложить:
- документ, по которому товар был фактически передан и принят вами (товарные накладные, акт приемки);
- переписку с поставщиком по вопросу просрочки – если вы вели ее до того, как предъявить претензию;
- документ об оплате товара – если на момент предъявления претензии вы его уже оплатили;
- расчеты неустойки, процентов по ст. 395 ГК РФ или ваших убытков – если требуете их уплаты (возмещения).
Все документы, кроме расчетов, прикладывайте в копиях.
Как составить претензию к поставщику при поставке некачественного товара
Претензию к поставщику за поставку некачественного товара составьте в соответствии с общими требованиями к форме этого документа и сведениям, которые он должен содержать. Установите срок для удовлетворения требования. В описательной части уточните ряд особенностей поставки некачественного товара, в частности требования к качеству товара, как они нарушены и чем это подтверждается. При выборе требования учтите характер дефектов.
Описательная часть претензии при поставке некачественного товара
В описательной части после реквизитов договора дайте ссылку на его пункт, который закрепляет требования к качеству товара, на нормы ГОСТов и других стандартов, если по договору качество товара должно им соответствовать.
Если вы уже оплатили товар, напишите об этом, указав сумму, дату и номер счета и платежного поручения. Укажите, когда вы получили товар и какой документ это подтверждает.
Опишите дефект, который вы обнаружили. Укажите документ, в котором вы его зафиксировали (например, акт по форме N ТОРГ-2, технический акт). Если дефект только у одного товара из партии, четко обозначьте этот товар, указав его данные из спецификации.
Уточните, когда вы обнаружили дефект (при приемке, при эксплуатации), укажите дату обнаружения. Если договором установлен срок приемки, гарантийный срок или срок годности на товар и вы обнаружили дефект в его пределах – отметьте это и дайте ссылку на пункт договора про такой срок.
Укажите реквизиты письменного уведомления, которое вы направляли поставщику, если обнаружили дефект при приемке товара ( п. 2 ст. 513 ГК РФ) или позже, но с учетом срока для обнаружения недостатков, например гарантийного срока ( ст. 477 , п. 1 ст. 483 ГК РФ). Отметьте, что поставщик незамедлительно не заменил товар, получив уведомление о дефектах, которые вы обнаружили при приемке. Очень важно указать, что вы в нужные сроки уведомили поставщика, – без такого уведомления или пропуске его срока поставщик может не удовлетворить некоторые ваши требования, например заменить товар. Он имеет на это право, если докажет, что теперь, из-за пропуска вами срока на извещение, удовлетворить ваше требование невозможно или несоизмеримо затратно ( п. 2 ст. 483 ГК РФ).
Требования к поставщику при поставке некачественного товара
Сформулируйте требование к поставщику. Обратите внимание, при разном характере нарушений требований к качеству товара (существенные они или несущественные) ваши требования могут различаться. Например, если недостатки товара существенные, вы можете, в частности, потребовать замены товара качественным ( п. 2 ст. 475 ГК РФ). Если недостатки товара несущественные, такого права у вас нет, но есть возможность, в частности, потребовать соразмерно уменьшить цену товара ( п. 1 ст. 475 ГК РФ).
Какие документы приложить к претензии
Приложите к претензии документы, которые обычно требуются. Добавьте к ним в зависимости от ситуации:
- акты или другие документы, в которых зафиксированы дефекты товара (например, заключения специалистов о характере и причинах дефектов);
- фотографии, которые подтверждают дефекты;
- уведомление, которое вы направляли поставщику, когда обнаружили нарушение;
- другую переписку с поставщиком по вопросу дефектов – если вы вели ее до предъявления претензии;
- документ об оплате товара – если на момент предъявления претензии вы его уже оплатили;
- расчеты неустойки, процентов по ст. 395 ГК РФ или ваших убытков – если требуете их уплаты (возмещения).
Все документы, кроме расчетов, прикладывайте в копиях.