Порядок подачи жалобы на действия конкурсного управляющего
Действия конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве могут быть обжалованы. Рассмотрим порядок такого обжалования.
Подача жалобы в арбитражный суд
В соответствии с ч. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
На основании ч. 1 ст. 60 Закона о банкротстве по общему правилу жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов (например, при спорах об исключении из конкурсной массы имущества, невключении в конкурсную массу имущества) рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.
Согласно ч. 4 ст. 60 Закона о банкротстве заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, или с нарушением установленного указанной статьей порядка, подлежат возвращению.
Согласно ч. 1 ст. 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
Подача жалобы в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего, является основанием для отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
На основании ч. 10 ст. 21.1 Закона о банкротстве порядок рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и меры дисциплинарного воздействия определяются федеральными стандартами и внутренними документами саморегулируемой организации.
Согласно ч. ч. 11 – 13 ст. 21.1 Закона о банкротстве орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия рассматривает дела о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и о применении мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия обязан пригласить на свое заседание члена саморегулируемой организации, в отношении которого возбуждено дело о применении мер дисциплинарного воздействия, а также лиц, направивших жалобу на действия этого члена саморегулируемой организации.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
- вынесения предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки их устранения;
- вынесения члену саморегулируемой организации предупреждения с оповещением об этом публично;
- наложения на члена саморегулируемой организации штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации;
- рекомендации об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащей рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления;
- иных установленных внутренними документами саморегулируемой организации мер.
Подача жалобы в Росреестр
На основании п. 3.6.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утв. Приказом Минэкономразвития России от 29.04.2011 N 203 (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549) (далее – Административный регламент по контролю за деятельностью СРО) подача жалобы в Росреестр является основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
В соответствии с п. п. 5.3, 5.4, 5.6 Административного регламента по контролю за деятельностью СРО обращение может быть подано как письменно, так и устно (на личном приеме).
Сообщение заявителя должно содержать следующую информацию:
- фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) гражданина (наименование юридического лица), которым подается сообщение, его место жительства или пребывания;
- наименование органа, фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) и должность лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;
- суть нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
- сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его сообщения.
При личном приеме заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность и (или) подтверждающие его полномочия.
Заявитель в своем письменном обращении помимо указанных выше сведений в обязательном порядке указывает почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, ставит личную подпись и дату.
Согласно п. 5.5 Административного регламента по контролю за деятельностью СРО при обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не должен превышать тридцать дней с момента его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней.