Дворовая территория: понятие, благоустройство

Благоустройство дворовых территорий всегда является актуальной проблемой для жителей всех регионов нашей страны и для местных властей. Рассмотрим нормативные аспекты данной проблемы.

 

 

Понятие дворовой территории

Для расшифровки этого понятия воспользуемся определением, содержащемся в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (далее – Правила субсидирования программ формирования городской среды): под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

 

Имеются и иные определения данного понятия. Например, в п. 1.2 Общих рекомендаций к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 – 2022 гг.” (утв. Минстроем России) (далее – Рекомендации к процессу инвентаризации территорий) под дворовой территорией понимается территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты благоустройства и общественного пользования.

 

 

Порядок благоустройства дворовых территорий

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон о местном самоуправлении) на уровне местных властей принимаются правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

 

На основании положений гл. 3 Закона о местном самоуправлении утверждение правил благоустройства территории поселения входит в перечень вопросов местного значения муниципальных образований.

Согласно ч. 1.1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с указанным Законом осуществляются в соответствии с законами субъектов РФ – городов федерального значения.

Таким образом, утверждение порядка благоустройства дворовых территорий входит в перечень вопросов местного значения.

В целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Законом о местном самоуправлении правил благоустройства территорий Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее – Рекомендации Минстроя по благоустройству).

 

В частности, согласно Рекомендациям Минстроя по благоустройству:

  • общественные пространства на территориях жилого назначения рекомендуется формировать системой пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования (п. 8.2);
  • территорию общественных пространств на территориях жилого назначения рекомендуется разделить на зоны, предназначенные для выполнения определенных функций: рекреационная, транспортная, хозяйственная и т.д. При ограничении по площади общественных пространств на территориях жилого назначения допускается учитывать расположенные в зоне пешеходной доступности функциональные зоны и площади (п. 8.5);
  • проектирование благоустройства участков жилой застройки рекомендуется производить с учетом коллективного или индивидуального характера пользования придомовой территорией. Кроме того, рекомендуется учитывать особенности благоустройства участков жилой застройки при их размещении в составе исторической застройки, на территориях высокой плотности застройки, вдоль магистралей, на реконструируемых территориях (п. 8.8);
  • рекомендуется включать в перечень элементов благоустройства на территории участка жилой застройки коллективного пользования твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок, элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование (п. 8.10).

 

 

Порядок проведения инвентаризации дворовых территорий

В соответствии с пп. “е” п. 9 Правил субсидирования программ формирования городской среды физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

Таким образом, порядок инвентаризации дворовых территорий в целях субсидирования из федерального бюджета программ формирования современной городской среды утверждается на региональном уровне.

 

К примеру, на территории Ленинградской области действует Постановление Правительства Ленинградской области от 15.12.2017 N 580 “Об утверждении Порядка проведения инвентаризации дворовых территорий и общественных территорий в муниципальных образованиях Ленинградской области в рамках реализации приоритетного проекта “Формирование комфортной городской среды”.

При этом следует учитывать, что согласно п. 1.1 Рекомендаций к процессу инвентаризации территорий инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц.

 

Согласно п. п. 2.3, 2.4 Рекомендаций к процессу инвентаризации территорий в ходе проведения инвентаризации необходимо описать все элементы благоустройства, расположенные в пределах дворовой территории. По итогам проведения инвентаризации дворовой территории, в частности, необходимо получить следующие характеристики:

  • границы дворовой территории с указанием координат центра двора и координат границы дворовой территории в системах координат (например, в системах координат WGS 1984 и СК-42);
  • перечень адресов многоквартирных домов, образующих дворовую территорию в соответствии со справочником Федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС), при отсутствии адреса в ФИАС орган местного самоуправления инициирует процедуру добавления адреса в справочник ФИАС в соответствии с требованиями по ведению справочника ФИАС, установленными Федеральной налоговой службой России;
  • перечень нежилых объектов капитального строительства, сооружений, расположенных в границах дворовой территории, и т.д.