Обжалование отказа судебного пристава-исполнителя в приостановлении исполнительного производства
Если ваши права и интересы нарушены отказом приостановить исполнительное производство, вы вправе обжаловать его в порядке подчиненности. Для этого подайте письменную жалобу вышестоящему приставу, и в течение 10 дней он ее рассмотрит по существу.
Можно обратиться не только к вышестоящему приставу, но и в суд. Это называется не обжалованием, а оспариванием постановления и делается в порядке гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ.
В какой срок нужно подать жалобу вышестоящему приставу
Подайте жалобу на постановление об отказе в приостановлении исполнительного производства в течение 10 дней со дня, когда вы узнали или должны были узнать о его вынесении ( ст. 122 Закона об исполнительном производстве).
Если вы пропустили срок, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении. Если причины пропуска признают уважительными, а срок, в который вы обратились – разумным, то его восстановят. Без ходатайства вам в любом случае откажут в рассмотрении жалобы по существу ( ч. 1 ст. 18 , п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона).
Как составить жалобу
Оформите жалобу письменно и подпишите у руководителя вашей организации или лица, уполномоченного на это доверенностью. ИП может подписать жалобу сам или тоже поручить это доверенному лицу ( ч. 1 ст. 124 Закона).
Укажите в жалобе, кому вы ее подаете, и обязательно включите в нее ( ч. 2 ст. 124 Закона):
- должность и Ф.И.О. пристава, чье постановление вы обжалуете;
- ваши данные: наименование организации и ее местонахождение. Если вы ИП, то укажите свои Ф.И.О. и место жительства либо место пребывания;
- основания для обжалования. Опишите, какие положения закона и других нормативных актов нарушил пристав, когда отказался приостановить исполнительное производство. Обоснуйте, почему постановление не соответствует этим положениям и нарушает ваши права и законные интересы;
- ваши требования. Четко и однозначно сформулируйте требование признать обжалуемое постановление незаконным (отменить его). Укажите все реквизиты постановления, чтобы его индивидуализировать.
В текст жалобы также можно включить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, чтобы не составлять его отдельно.
Что приложить к жалобе
К жалобе приложите:
- документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола или решения о его назначении и устава. Если подписало доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу ( п. 3 ч. 3 ст. 57 , ч. 1 ст. 124 , п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона);
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, копии самого обжалуемого постановления и определения суда о принятии иска об уменьшении размера исполнительского сбора к производству. Закон не требует прикладывать их, но так вы можете ускорить рассмотрение жалобы. Если этих документов не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении жалобы решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он их не получит, срок рассмотрения приостановится, но не более чем на 10 дней ( ч. 3 ст. 124 Закона);
- ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, если вы его пропустили ( ч. 1 ст. 18 , п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона). Этот документ нужно приложить при условии, что вы не включили ходатайство в текст жалобы.
Кому подать жалобу
Укажите в жалобе в качестве адресата вышестоящего пристава. Вы обжалуете постановление судебного пристава-исполнителя, которое утверждает его начальник – старший судебный пристав или его заместитель. Поэтому адресатом будет главный судебный пристав субъекта РФ (субъектов РФ), которому они подчиняются ( ч. 4 ст. 45 , ч. 2 ст. 123 Закона).
Подать жалобу можно как самому адресату, так и приставу, чье постановление вы обжалуете ( ч. 4 ст. 123 Закона). В последнем случае используйте адрес отдела УФССП из текста обжалуемого постановления.
Если вы все же решили направить жалобу непосредственно вышестоящему приставу и ошибетесь в выборе адресата – не страшно. Если окажется, что он неправомочен рассматривать вашу жалобу, он сам перенаправит ее тому, кто вправе это сделать, а вас об этом письменно известит ( ч. 6 ст. 123 Закона).
Как подать жалобу
Вы можете подать жалобу:
- по почте. Рекомендуем делать это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В доказательство отправки и получения документов отделом приставов вы можете сформировать на сайте Почты России отчет об отслеживании отправления;
- с помощью представителя. Отвезти жалобу может любое уполномоченное юрлицом или ИП на подачу документов лицо, в том числе курьер. Уточните в подразделении приставов, в которое подаете жалобу, брать ли курьеру с собой доверенность на подачу документов и паспорт. Многие подразделения их требуют;
- лично, если вы ИП.
Если вы подаете жалобу лично или через представителя, потребуйте поставить на ее копии отметку о получении службой приставов, чтобы доказать факт ее подачи.